В MICROSOFT ОБЪЯВЛЯЮТ ценовую войну Android |
Корпорация Microsoft снижает цену лицензирования Windows 8.1 для производителей недорогих ноутбуков и планшетов почти на три четверти.
Агентство Bloomberg со ссылкой на анонимные источники первым сообщило, что лицензия на Windows 8.1, стоившая 50 долл., теперь будет обходиться OEM-партнерам корпорации меньше чем в 15 долл. Но скидка подразумевается только для аппаратов ценой меньше 250 долл.
Даже по сравнению с минимальной стоимостью Windows для участников программы совместного маркетинга Microsoft скидка составляет 50%. Как полагают в Bloomberg, акция стала ответом на рост популярности недорогих альтернатив Windows-устройствам, особенно хромбуков — ноутбуков, работающих под управлением бесплатной для OEM-партнеров платформы Google Chrome OS.
Между тем угрозу бизнесу Microsoft в сегменте устройств младшего класса также представляют планшеты на базе операционной системы Android, которую производители устройств получают почти или совсем бесплатно.
«Возможно, конкурентная борьба с хромбуками и стала мотивирующим фактором для Microsoft, но с планшетами все же — в большей степени, — полагает Росс Рубин, аналитик Reticle Research. — Microsoft по-прежнему владеет большей частью рынка ноутбуков, а в сегменте планшетов сильно отстает от соперников. Именно планшеты обещают Windows 8.1 с ее поддержкой сенсорных экранов перспективу роста доли рынка. Недорогие планшеты малых размеров представляют для Microsoft большую угрозу, чем хромбуки».
Угроза бизнесу Microsoft со стороны хромбуков подвергается сомнениям. С одной стороны, эти дешевые ноутбуки, выпускаемые множеством компаний, включая Samsung, Dell, HP, ASUS и др., в прошлом году активно приобретали учебные заведения и некоторые предприятия. С другой — общая доля таких ноутбуков, если судить по статистике посещений сайтов, была небольшой.
Тем не менее в Microsoft восприняли угрозу со стороны хромбуков достаточно серьезно и начали антирекламу, характеризуя их как «бесполезные для реальной работы».
В The Verge в свою очередь предположили, что скидки на Windows связаны с грядущим выпуском обновления Windows 8.1 Update 1, позволяющим на компьютерах без сенсорных экранов автоматически загружать традиционный рабочий стол.
Чтобы избежать взаимодействия с плиточным интерфейсом Windows 8/8.1, в Microsoft отказываются от стратегии его навязывания, с помощью которой в корпорации рассчитывали закрепиться на мобильном рынке, отмечают аналитики.
Для устройств с удешевленной Windows 8.1 отменяется необходимость сложной процедуры сертификации на совместимость, требуемой для получения права на размещение соответствующего логотипа, сообщает The Verge. Кроме того, такие устройства не обязательно должны иметь сенсорный экран, то есть это могут быть обычные ноутбуки.
«Неудивительно, если в Microsoft избирательно снизили стоимость лицензирования Windows, — полагает Рубин. — В качестве аргумента в защиту прежних цен на лицензии в корпорации говорили, что большая широта возможностей Windows 8 оправдывает высокую стоимость операционной системы. Тем не менее в Microsoft делали уступки, в частности позволяя бесплатно предустанавливать Office на дешевые планшеты с малыми экранами».
Год назад в Microsoft удешевили парную лицензию на Windows и Office (вместо 120 долл. она будет стоить 30 долл.), а позднее стали предлагать производителям малых планшетов бесплатную лицензию на Office 2013.
Были и другие прецеденты снижения цен на программное обеспечение Microsoft, например в период расцвета нетбуков — недорогих, легких, маломощных ноутбуков, которые хлынули на рынок в 2007 году. Пик пришелся на 2009 год, когда их продажи составили почти 20% на рынке портативных ПК. В последующие два года их популярность спала из-за вытеснения планшетами и падения цен на полноценные ноутбуки.
Самые первые нетбуки работали под управлением Linux, из-за чего доходы Microsoft от Windows были под угрозой. В ответ в корпорации стали поставлять на нетбуках Windows XP, продлив жизнь уже тогда устаревающей ОС, а потом создали Windows 7 Starter, дешевый, сильно ограниченный в возможностях вариант «семерки» для продажи OEM-партнерам.
Сегодня ландшафт рынка сильно отличается от периода бума нетбуков: доля ПК в общем объеме проданных за 2013 год устройств оказалась рекордно низкой — 10%; потребители продолжают покупать планшеты на Android и iOS, а не новые ПК; реакция на Windows 8 была вялой и иногда даже резко негативной.
Возможно, снизив цены на лицензии, Microsoft также пытается смягчить конфликты с производителями. В середине 2012 года даже самых преданных партнеров корпорации ждал неприятный сюрприз: она стала напрямую соперничать с ними, выпустив линейку планшетов и гибридов Surface. Сегодня вину за ухудшение продаж ПК потребителям OEM-партнеры возлагают, помимо прочего, на Windows 8 и 8.1. Некоторые даже начали предустанавливать на свои компьютеры Chrome OS и Android.
Недавно исполнительный вице-президент Microsoft по маркетингу Тами Реллер дала понять, что в корпорации хотели бы уладить разногласия с OEM-партнерами. «Мы сделаем все возможное в Windows и сопутствующем ПО, чтобы производители оборудования могли выпускать продукты высокой конкурентоспособности», — заявила Реллер в ходе демонстрации Windows-ноутбука за 279 долл. (здесь и далее приведены ориентировочные цены в США. — Прим. ред.), который в Microsoft недавно сделали центром рекламной кампании.
На сегодня в продаже имеется не особенно много Windows-устройств дешевле 250 долл., как планшетов, так и ноутбуков. Еще недавно в собственном онлайн-магазине Microsoft в продаже был единственный такой планшет — Dell Venue 8 Pro за 229 долл. Между тем из 12 ноутбуков ценой до 300 долл. в Amazon.com все, кроме двух, хромбуки, а Windows-компьютеры из этого ценового диапазона стоили 280 и 300 долл.
По мнению Рубина, в перспективе Microsoft может выиграть от взятого ею курса на снижение цен: «В корпорации подумывают о выпуске более компактных вариантов Surface либо в дальнейшем — аппаратов марки Lumia, и, если она предложит OEM-партнерам Windows по низкой цене, это будет справедливее по отношению к ним».
Судя по ценовому рубежу, установленному для получения скидки, это будут планшеты небольших размеров — с экраном 7-8 дюймов. Некоторые аналитики прогнозируют, что сама Microsoft в 2014 году выпустит более компактную модель Surface.
«Мы позаботимся о том, чтобы Windows на устройствах малых формфакторов работала идеально», — заявила Реллер в середине февраля.
В Microsoft недавно объявили, что с октября 2012 года, когда вышел новый релиз Windows, на версии 8 и 8.1 продано уже 200 млн лицензий. Однако в Computerworld приводят другие цифры: количество систем, работающих под управлением Windows 8/8.1 во всем мире, оценивается сейчас от 16 до 31 млн.
По данным компании Net Applications, в январе доля устройств с Windows 8.x, с которых заходили на отслеживаемые ею сайты, составила 10,6% общего количества. Для сравнения, результат Windows 7 по прошествии такого же периода со времени выхода ОС был вдвое с лишним больше, а у Vista — 9,4%.