МАЙКЛ ТАЧ: «Мы уже не вкладываем столько средств в развитие инфраструктуры, как раньше, и можем сосредоточиться на развитии направлений, которые кажутся нам перспективными» |
Группа компаний «Связной» провела пресс-конференцию, на которой рассказала об итогах 2013 года и поделилась прогнозами на год текущий. Как рассказал вице-президент по финансам группы компаний «Связной» Андрей Гунин, выручка группы в 2013 году увеличилась на на 17% и составила 108 млрд руб. При этом показатель EBITDA (объем прибыли до вычета процентов, налогов и амортизации) остался на уровне 2012 года и составил, по предварительным данным, 4,7 млрд руб. Гунин также отметил, что в 2013 году в компании «полностью прочувствовали» последствия диверсификации бизнеса — продуктовый портфель, по его словам, в настоящее время очень хорошо сбалансирован, а доли различных категорий продуктов от общей маржи составляют 10-15%.
Общий оборот «Связного» в 2013 году вырос на 9% и составил 556 млрд руб., включая НДС, а количество розничных точек достигло 3341 в 909 российских городах. Как добавил президент «Связного» Майкл Тач, в компании много сил и средств вложили в развитие новых форматов и магазинов, и сейчас в сети насчитывается 235 флагманских магазинов с открытой выкладкой товаров. Кроме того, с апреля «Связной» запустил сеть C-Store, где продается продукция компании Apple. Сейчас в этой сети насчитывается 17 магазинов, и это число в 2014 году планируется как минимум удвоить. Что касается торговых точек, открытых совместно с Samsung и Tele2, то их пока немного и планов по активному их увеличению пока нет. Как объяснил Тач, в первом случае это обусловлено конкуренцией с собственными магазинами вендора, а во втором — «подвешенным» состоянием компании, которая находится в процессе слияния с «Ростелекомом».
Помимо «офлайновых» магазинов, «Связной» в настоящее время активно развивает интернет-торговлю. Сейчас у компании работает 33 интернет-центра, доставка и самовывоз товара доступны в 909 российских-городах. Интернет-торговля, как объяснил Тач, позволяет значительно расширить ассортимент, предлагаемый «Связным»: если в обычном розничном магазине в среднем продается около 1600 товаров, то в интернет-магазине можно выбирать из 11 тыс. наименований. По этой же причине в «Связном» считают целесообразным активно развивать свой электронный каталог, в том числе устанавливая терминалы с доступом к нему в торговых точках.
В 2013 году оборот интернет-магазина вырос существенно — на 72% по сравнению с 2012 годом и составил 17 млрд руб.
Количество выполненных им заказов увеличилось на 62% и составило 1,5 млн, а число уникальных посетителей достигло 85 млн, увеличившись за год на 20 млн, сообщил Тач.
Он также добавил, что продажи через интернет-магазин сейчас занимают 16% в суммарном товарообороте компании, через него продается 15% всех смартфонов, реализуемых «Связным», 30% планшетов и 56% всех ноутбуков, продаваемых ретейлером.
В прошлом году, как сообщил Тач, «Связной» стал лидером по продажам на рынке смартфонов, доля проданных им «умных» телефонов в количественном исчислении, по данным аналитического агентства GFK, составила 24%, это больше, чем у остальных игроков. В 2013 году компанией было реализовано 4,4 млн этих устройств, что на 41% больше, чем в 2012 году, а выручка от их продажи составила 48 млрд (рост в 46% по сравнению с предыдущим годом), и это 27% рынка в денежном выражении. Тач также отметил, что в 2013 году «Связным» продано 22% всех реализованных в России Android-смартфонов, 43% всех iPhone и 23% общего количества Windows-смартфонов.
Доля «Связного» на рынке планшетов не столь велика, признался Тач, но это объясняется тем, что сам рынок сильно фрагментирован. Тем не менее продажи этих устройств компанией в 2013 году составили 0,8 млн, и, по данным GFK, рост этого показателя практически совпадает с ростом рынка (127 и 125% соответственно). Зато в денежном выражении продажи планшетов у компании выросли на 101% (выручка составила 10 млрд руб.), а это уже намного больше, чем по рынку в целом (65% по сравнению с 2012 годом). В итоге, как свидетельствуют данные GFK, по результатам 2013 года «Связной» занял долю в 12% рынка в штучном выражении и 13% общего объема рынка в рублях, что позволило компании стать игроком номер два на рынке планшетов, подчеркнул Тач.
В этом году в компании рассчитывают расширить направление аксессуаров для мобильных устройств, в первую очередь за счет так называемых «нательных» гаджетов, например смарт-часов. По словам Тача, это направление в 2014 году будет активно развиваться и расти.
В 2013 году «Связному» удалось реализовать 10 млн SIM-карт, что чуть больше, чем годом ранее (было 9,7 млн).
Майкл Тач рассказал и о первом опыте компании на рынке MVNO — здесь она сотрудничает с МТС. Сейчас, по его словам, у виртуального оператора «Связной-Мобайл» подключено 153 тыс. абонентов и пока действует два тарифа, но их ассортимент в будущем предполагается расширить, в том числе за счет специального тарифа для планшетов.