Мечта автовладельца известна: выбрав по тем или иным соображениям автомобиль, человек хочет, чтобы он ездил и не ломался. Руководители компаний начинают понимать, что столь идиллической картины от ИТ ждать не приходится. Их требования более приземленны: бизнес ждет от ИТ хотя бы прозрачности и предсказуемости.
За последние два года запросы бизнеса значительно изменились. До недавнего времени компании практически не ощущали конкуренции. Но почувствовав «локоть соседа», они стали с большим вниманием относиться к оптимизации своей деятельности. Появились и новые требования к ИТ, в том числе в части сокращения операционных издержек и использования новых технологий.
«Если раньше к нам обращались за отдельными компонентами, то сейчас — за готовыми системами для решения конкретных бизнес-задач», — отметил Александр Парамонов, заместитель генерального директора IBS Platformix, в рамках мероприятия «Непрерывность. Диалог ИТ и бизнеса». Главной причиной этого является корпоративная консьюмеризация: функциональные руководители все чаще стали сами себе выбирать ИТ-системы. В результате падает политическая роль ИТ внутри компании, что напрямую влияет на контролируемый бюджет.
По мнению Парамонова, беда руководителей информационных служб в том, что внутренние проблемы ИТ выносятся ими на уровень руководства. Чем больше ИТ-директор жалуется, тем больше возникает желания его контролировать по различным показателям: временным, бюджетным и т.д. В результате управление ИТ перехватывается функциональными подразделениями.
Похоже, помощь ИТ-директорам в выстраивании отношений с бизнесом становится для системных интеграторов отдельным и довольно перспективным направлением работы. Они все чаще готовы не только выступать в качестве адвокатов при общении с поставщиками решений, но и участвовать во встречах с бизнес-руководством — разумеется, за благодарность в виде контракта, в случае если тот или иной проект удастся «продавить».
Как считает Парамонов, рекомендации зарубежных аналитиков по выстраиванию диалога с бизнес-подразделениями в России работают далеко не всегда. Привычные схемы дают привычные результаты: к доводам ИТ прислушиваться по-прежнему не хотят. Например, не надо вклиниваться в деятельность подразделений с предложениями по оптимизации их процессов. Любой бизнес-руководитель мгновенно увидит в этом риск для себя и будет всячески противодействовать. Другая распространенная ошибка — «лезть в карман» к функциональному руководителю, напрямую озвучивая ему стоимость требуемых услуг.
Гораздо больше шансов на успех появляется, если в ходе личных встреч собрать требования к ИТ со всех бизнес-подразделений, а затем с подписанными документами выйти «наверх», к первым лицам компании. Главная задача при этом — уведомить, какие показатели (например, непрерывности бизнеса) ИТ-подразделение может обеспечить при текущем бюджете. Важно, что вопрос обо всех улучшениях и стоимости услуг должен подниматься именно руководством компании. Это показывает его заинтересованность; как только такой диалог начат, к ИТ-руководителю начинают прислушиваться. Попутно такое общение позволяет узнать о ближайших планах и убедить руководство выделить в будущих проектах бюджет для его ИТ-составляющих.