ЛАРИСА ТКАЧУК: «За полтора года количество абонентов «Ростелекома», обслуживаемых в сетях на основе оптических технологий, выросло вдвое и достигло 3,8 млн» |
В конце марта уходящего года состоялась громкая отставка президента «Ростелекома» Александра Провоторова, инициатором которой, напомним, явилось отраслевое министерство. Это произошло всего через три месяца после утверждения советом директоров компании обновленной стратегии развития. Основной целью актуализированной стратегии тогда было названо усиление позиций в быстрорастущих сегментах рынка, таких как мобильная связь, платное ТВ, широкополосный Интернет, облачные технологии. А в традиционных для «Ростелекома» сегментах (дальняя телефонная связь, телекоммуникационный транзит и т. п.) ставилась иная стратегическая задача — оптимизировать операционные издержки. Конечной целью до 2017 года является сохранение прибыльности «Ростелекома» на уровне 39% (по показателю OIBDA), было указано в стратегии.
Нельзя сказать, что оператор и раньше не занимался диверсификацией бизнеса — этот вопрос встал на повестке дня одновременно с началом либерализации рынка междугородной и международной телефонной связи. Однако при Провоторове процесс развития альтернативных направлений бизнеса получил новый мощный импульс, в том числе в форме капитальных вложений — среднее соотношение капитальных затрат и выручки в период с 2013-го по 2017 год было запланировано компанией на уровне 14%. Учитывая масштабы бизнеса «Ростелекома», это огромные деньги.
Преемник Провоторова, Сергей Калугин, судя по его публичным заявлениям в СМИ, намерен следовать стратегии развития, утвержденной в декабре 2012 года. Тем более что для этого имеются определенные предпосылки — Калугин является одним из основателей и некоторое время руководил компанией «Национальные кабельные сети» (дочернее предприятие «Ростелекома»).
НКС действует на московском рынке ШПД и платного ТВ под брендом «ОнЛайм». Это четвертый по количеству абонентов, но самый быстрорастущий столичный интернет-провайдер. В конце третьего квартала компания обслуживала 506 тыс. подписчиков, что на 27% больше, чем годом ранее (по данным iKS-Consulting).
В масштабах же всей страны «Ростелеком» сейчас занимает первую строчку среди поставщиков услуг фиксированного ШПД, обслуживая 9,2 млн домохозяйств. В развитии сетей доступа компания сделала ставку на оптику, и сейчас ведет активное строительство оптоволоконных линий пропускной способностью до 1 Гбит/с, рассчитывая в течение двух лет охватить ими порядка 33 млн домохозяйств. Аналитики оценивают инвестиции «Ростелекома» на развитие сетей ШПД в пределах 65-75 млрд руб.
3 декабря, на специальной пресс-конференции, посвященной стратегии компании на рынке ШПД, старший вице-президент, коммерческий директор «Ростелекома» Лариса Ткачук сообщила, что за полтора года количество абонентов ШПД, обслуживаемых в сетях на основе оптических технологий, выросло вдвое и достигло 3,8 млн, а скорость доступа при этом выросла в три-четыре раза, вплоть до 100 Мбит/с.
Одновременно компания развивает сервисы платного ТВ. Ее доля в этом секторе рынка по итогам третьего квартала составила 34%. Здесь компания акцентируется на развитии технологии IPTV, на базе которой предоставляется услуга «Интерактивное телевидение». Ею уже пользуются 2 млн подписчиков. Как утверждает исполнительный директор, директор по управлению медийными активами компании Андрей Голованов, рыночная доля «Ростелекома» на рынке IPTV составляет 56%.
Столь существенные успехи не были бы возможны без серьезных инвестиций в инфраструктуру — капитальные вложения за девять месяцев 2013 года уже составили 45,8 млрд руб. (19,7 % выручки). А кроме того, «Ростелеком» проводит очень агрессивную маркетинговую кампанию. Один из последних примеров — акция «Все реально», запущенная 2 декабря. В рамках акции клиентам предлагается пакет услуг «Интерактивное телевидение» и «Домашний Интернет» (на скорости до 100 Мбит/с) со значительной скидкой — от 2 тыс. руб. в год.
Промежуточные итоги реализации диверсификационной стратегии «Ростелекома» нашли отражение в его финансовой отчетности. По итогам работы за девять месяцев видно, что оператору удается замещать снижение выручки от фиксированной телефонии доходами от ШПД и платного ТВ. Так, доходы от услуг ШПД выросли за указанный период на 8% (или на 3,1 млрд руб), а от платного ТВ — на 29% (на 1,9 млрд рубл.). Одновременно доходы оператора за десять месяцев от пропуска МГ/МН-трафика сократились на 16%.