МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ, в том числе персонализация, придут в розницу на плечах ИТ Источник: Metro Group |
Конференция «Технологическая революция: как заставить инновации в ИТ работать на бизнес и покупателя?», проведенная компанией «Открытые технологии» при поддержке агентства Infor Media Russia, собрала в подмосковном «Ареале» представителей одной из фокусных для интегратора вертикалей — розничной торговли. Ретейлерам показывали, как работают «умные» кассы корпорации NCR и дисплейные решения Digital Signage от Samsung, рассказывали об основных технологических тенденциях в рознице и демонстрировали их воплощение в конкретных проектах.
Крупнейший в Европе
По данным исследовательской группы GfK, оборот российского розничного рынка в 2012 году составил 509,5 млрд евро, увеличившись по сравнению с предшествующим годом на 12%. Благодаря устойчивому росту в течение нескольких лет Россия стала лидером по обороту розничной торговли в Европе, с большим отрывом обогнав Францию и Германию. Минэкономразвития прогнозирует дальнейший рост розничного оборота на 5-6% в год в сопоставимых ценах. При этом обеспеченность торговыми площадями и производительность отечественной торговли в полтора раза ниже, чем в ведущих европейских странах, хотя последний показатель растет — на 6% в год. Информационные технологии, которые ретейл впитывает как губка, играют немаловажную роль в повышении производительности.
Приняв на вооружение отработанные подходы, отечественная розница смогла совершить революционный скачок, отметил Григорий Шевченко, коммерческий директор «Открытых технологий». Сегодня ни одна растущая торговая сеть, которая активно расширяет ассортимент и увеличивает товарооборот, не обходится без информационных систем в управлении запасами и промопрограммами, ценами и логистикой, отношениями с поставщиками и покупателями.
В 2013-2015 годах рынок розничной торговли в России, по мнению аналитиков Accenture, будет меняться под влиянием трех основных факторов: законодательства, уровня конкуренции и покупательских предпочтений. Во всех трех зримо присутствует Интернет. Государство стремится активно регулировать онлайн-продажи. Рынок электронной торговли увеличивается на 25-30%, при этом его рост становится глобальным и мобильным: объем трансграничных покупок растет примерно на 50% ежегодно и уже превысил 15 млрд долл. На российский рынок выходят мировые онлайн-ретейлеры, задавая высокую планку в уровне обслуживания. Согласно результатам исследования Accenture Consumer Pulse, 63% покупателей могут изменить мнение о поставщике, столкнувшись с невозможностью, используя разные каналы выбора товара, получить информацию или совершить покупку. Покупателю все важнее отношение к нему: 83% опрошеннных испытывают разочарование при невыполнении обещанного ретейлером, при этом 78% готовы сразу найти нового поставщика.
В борьбе за покупателей ретейлеры используют программы лояльности и адресную рекламу, анализ маршрутов клиентов в магазине, интернет- и SMS-сервисы. «Мы стоим на пороге новой революции в ретейле — технологической, за два-три года розница изменится кардинально, — заявил Шевченко. — Мировые тенденции, в том числе персонализация, придут в отрасль на плечах ИТ».
Сам себе кассир
Самая заметная покупателям часть автоматизации розничной торговли — появление касс самообслуживания. В прошлом году системами Self-Checkout компании Fujitsu оснастила свои магазины торговая сеть «Магнолия». Терминалы самообслуживания NCR, продемонстрированные на конференции литовско-итальянской компанией New Vision Inco, сегодня используют не только в литовской сети супермаркетов Iki, но и в гипермаркетах «Глобус» во Владимире и Климовске. До конца года планируется оснастить ими еще один магазин «Глобус» в Красногорске. «Решение Self-Checkout позволяет при сокращении затрат повышать качество обслуживания», — утверждает Евгений Розенблат, региональный директор New Vision Inco в России и странах СНГ.
Во внедрении подобных решений лишь 20% трудозатрат приходится на ИТ, остальное — на реорганизацию бизнес-процессов магазина, отметила Ольга Караева, генеральный директор компании «Магазин будущего».
К концу года New Vision рассчитывает реализовать в России четыре проекта. Однако не стоит рассчитывать, что кассы самообслуживания в ближайшее время вытеснят из магазина кассиров, так как возможности RFID ограниченны (например, товары в металлизированной упаковке не считываются в группе). Единственный полностью автоматизированный шведский магазин LAХoMat, круглосуточно впускающий покупателей по банковской карте, специализируется на одной категории товара — морепродуктах. Ретейлерам с широким ассортиментом придется думать о том, как сочетать обычные и «умные» кассы. Наиболее эффективно использовать кассы самообслуживания в зоне экспресс-покупок, тем самым повышается пропускная способность магазина в часы пик.
Но рано или поздно ситуация на рынке труда приведет к использованию касс самообслуживания, полагает Караева. По ее словам, уже сейчас до 60% кассиров ретейлеры привлекают с помощью аутсорсинга.
В поисках экономической эффективности
Технологии радиочастотной идентификации, сулящей повышение контроля за товарными потоками, давно уже прочат большое будущее, но в рознице она приживается медленно. Несмотря на снижение стоимости RFID-меток с 12 руб. в 2010 году до 4,17 руб. в 2013-м, ее экономическую выгоду ретейлеры пока не прочувствовали.
Например, сеть «Ашан» в Италии уже пять лет внедряет RFID в торговых залах лишь для нескольких категорий продуктов, а также тестирует маркировку товаров на уровне упаковки и палеты в цепочке поставок с логистическим оператором и с одним из поставщиков мясных продуктов — компанией Parmacotto.
В самом крупном отечественном ретейлере X5 Retail Group для отработки моделей применения новых технологий создали компанию «Магазин будущего». «Роснано», «Ситроникс» и X5 Retail Group инвестировали в этот проект 350 млн руб., чтобы протестировать ассортимент с различными типами упаковок и доказать, что сложный для распознавания товар не станет препятствием к внедрению RFID. С ноября 2012 года по май текущего года в офисе Х5 работал RFID-магазин «Перекресток Магазин будущего» с контрольным «туннелем» в центре маркировки, электронными ценниками, «умными» тележками и «умными» полками, а также тремя терминалами оплаты и кассой самообслуживания с двумя сканерами. Как рассказала Караева, применение самых лучших из существующих RFID-решений меток и антенн давало возможность эффективно считать только 78% ассортимента. Чтобы поднять этот показатель до 91% и добиться правильной считываемости товара в палетах в 99,7% случаев, пришлось дорабатывать все компоненты стандартного решения.
В целом результаты эксперимента достаточно впечатляют: время ожидания покупателя в очереди не превышает 2 минут, количество покупок выросло на 20%, а валовая выручка — на 16%. Однако, по словам Караевой, с точки зрения экономики RFID-магазин нецелесообразен, так как для низкомаржинального товара, продаваемого в супермаркетах, маркировка все еще слишком дорога. Чтобы сделать использование RFID рентабельным, необходимо перенести маркировку на сторону производителя, сделав ее неотъемлемой частью упаковки. Поэтому следующим шагом станет отработка концепции «Цепочки поставок будущего».