НАТАЛЬЯ АНДРИЕВСКАЯ пытается ответить на интересующий всех вопрос — на чем можно будет заработать в 2014 году? |
Компания GfK, специализирующаяся на изучении потребительских рынков, провела свою ежегодную конференцию «Потребительские рынки России. Будущее начинается сегодня», на которой представила портрет российского потребителя, динамику российских рынков (в том числе в сравнении с европейскими) и прогнозы на 2014 год.
Средний соотечественник, если верить данным, приведенным главой российского отделения GfK Александром Демидовым, за последние 12 лет стал намного богаче. Его реальный ежемесячный доход (данные Госкомстата и GfK) с 2000 года вырос в 2,53 раза, доля основной статьи расходов — продуктов питания — с 55% в 2001 году упала до 43% в этом, а доля затрат на обувь, одежду и другие товары длительного спроса немного выросла — с 14 до 16%.
Правда, распределены блага жизни весьма неравномерно — в Москве средний доход составляет чуть более 37 тыс. руб., в миллионниках (без Москвы) — 24 тыс., в среднем по стране — 21,7 тыс., а на селе и вовсе 16,3 тыс. Разрыв между верхним (доход 61,2 тыс. руб., 28,2% общего дохода населения) и нижним (4,9 тыс., 2,2%) децилями еще более удручающ.
Тем не менее рождаемость и средняя продолжительность жизни стабильно растут, доля позитивно оценивающих предыдущий год в 2012 году почти достигла исторического максимума, а доля оценивающих его негативно — упала до минимума. Близок к максимальному значению 2007 года и индекс потребительских настроений.
Тем удивительнее, что при этом покупательские планы соотечественников гораздо скромнее среднемировых, по крайней мере по данным опроса Roper Reports Worldwide, приводимым GfK. Например, если брать рынки, как-то связанные с ИТ, то 26% россиян собирались в 2012-2013 годах покупать вещи из категории «домашняя электроника», 17% — из «персональной». В мире соответствующие показатели — 33 и 39%.
Главная особенность российского покупателя, как следует и из опросов, и из результатов исследований, — россияне очень привержены проверенным маркам, к «фирменным» товарам доверия по-прежнему больше, хотя и не в той степени, как раньше.
ИКТ-оборудование у GfK идет по разряду электроники и бытовой техники, в сумме более-менее «компьютерные» его составляющие — «ИТ/офис», «телеком» и «фото» — стабильно занимают в денежном исчислении более половины «электронно-бытового» рынка (32, 20 и 6%), который все последние годы рос весьма неплохо: почти на 21% в 2011 году и без малого на 32% — в 2012-м. Но в этом году, как предполагается, продажи увеличатся лишь на 12%. При том что рост за январь-август составил всего 6,8%.
За эти восемь месяцев продажи фототоваров в 2013 году упали на 6% по отношению к аналогичному периоду 2012 года, ИТ-продукции — остались на прежнем уровне, телекоммуникационного оборудования — выросли на 13,8%. А вот прогноз на 2014 год не слишком оптимистичен — продажи фототоваров (в евро) уменьшатся на 10%, офисной ИТ-продукции — на 3%, подрастет только «телеком», на 12%.
Однако на любом падающем рынке есть и свои исключения. Например, у нас в этом году почти на 600% (в рублях) выросли продажи фотоаппаратов со встроенными модулями Wi-Fi. Уменьшение интереса к ноутбукам и настольным ПК частично компенсируют планшеты (рост продаж — 100%). В благополучном же «телекоме» в этом году на 529% (!) выросли продажи смартфонов с двумя SIM-картами, на 232% — аппаратов с дисплеем, имеющим диагональ больше 4 дюймов, на 81% — устройств с двумя камерами. В целом рост продаж смартфонов замедлился по сравнению с январем-августом 2012 года (с 65 до 45%), но все равно впечатляет. А скорость роста продаж аксессуаров к мобильным устройствам даже увеличилась более чем вдвое.
Рассматривая рынок электронно-бытовой техники в целом, Наталья Андриевская, руководитель направления «Бытовая техника» компании GfK по региону СНГ, отметила стабильный рост доли, занимаемой смартфонами и планшетами. Первые с 2010 года увеличили долю в общем объеме продаж с 5,8 (в 2010 году) до 16,6% в прошедшем августе, вторые в 2010-м представлены практически не были, а в августе заняли уже 7,1%.
Еще одна явная, хотя и вполне очевидная тенденция — рост доли интернет-продаж с 5,5% общего объема в 2011 году до 11,5% в 2013-м. Более интересно, что если фото- и ИТ-товары продаются через Сеть чаще среднестатистического (14%), то телекоммуникационные устройства — реже (лишь 8%).