ПЕЧАТЬ ЯВЛЯЕТСЯ одной из важных и при этом все еще «недооцененных» статей расхода Источник: Ricoh |
Ближайшие годы не сулят нам быстрого роста ИТ-рынка в целом. Например, по данным IDC, в России до 2017 года соответствующие траты будут расти в среднем на 5%. В мире и в Западной Европе рынок будет увеличиваться еще медленнее. При этом затраты на программное обеспечение и услуги будут расти впятеро быстрее, чем расходы на оборудование. Если в этом году на «железо» придется 70% продаж, то в 2017-м — менее 60%. Тремя главными приоритетами для корпоративных ИТ-служб и бизнес-подразделений станут обеспечение безопасности, соответствие ИТ-структуры текущим задачам бизнеса и сокращение затрат как на информационные технологии, так и в целом. А значит, шанс получить кусок корпоративного пирога имеют поставщики аппаратного обеспечения, ПО и услуг, способных решать эти задачи.
Печать, как уже давно известно, является одной из важных и при этом все еще «недооцененных» статей расхода. Константин Макаренков, ведущий аналитик IDC Россия, выступая на прошедшей 25 сентября конференции «Управление корпоративным контентом и печатью», отметил, что половина звонков в службу поддержки связана с проблемами печати. Создание, печать и рассылка документов могут составлять до 15% расходов на ИТ, трудозатраты по архивированию одного документа обходятся в среднем в 15 фунтов (исследование проводилось в Великобритании), а поиск неправильно архивированного документа — в 89 фунтов.
Один из путей корпоративной экономии на ИТ — переход на управление услугами печати (MPS, Managed Print Services) и документооборотом (MDS, Managed Document Services), что обычно сопровождается передачей значительной части функций поддержки печати в руки сторонней организации. Этот рынок в России в последнее время растет достаточно быстро. В 2012 году он составил около 60 млн долл., в этом, по прогнозам аналитиков IDC, увеличится на 20-25%.
Упорядочение печатной инфраструктуры должно не только дать существенную экономию (около 30%, по данным проведенного IDC опроса 266 европейских клиентов из десяти отраслей, включая госсектор), но и повысить безопасность. Скажем, по оценке аналитиков, в «средней» компании 24% напечатанных документов остаются в лотке устройства невостребованными, а 5% документов теряются. Это не только разбазаривание бюджета, но и серьезная прореха в системе безопасности: например, с упомянутыми 24% может не торопясь ознакомиться любой желающий. Как и с остальными 76%, пусть даже испытывая дефицит времени. А среди 5% потерянных документов, вполне возможно, некоторая часть тоже попала в «не те» руки.
Внедрение средств управления печатью должно улучшить контроль за распространением документов, обеспечить их «безопасную» доставку адресатам.
При этом одним из препятствий для внедрения MPS/MDS, по версии IDC, является недоверие служб корпоративной безопасности. Они считают рискованной концентрацию больших печатных мощностей (как правило, переход на управляемые услуги печати сопровождается внедрением высокопроизводительных принтеров и МФУ взамен персональных) в местах массового доступа сотрудников.
На нашем рынке большая часть бизнеса по управлению услугами печати и документооборотом традиционно находится в руках поставщиков оборудования и их партнеров (по оценке IDC, в 2013 году на них придется 60%). Computerworld Россия поговорил с рядом крупнейших компаний, работающих на рынке MPS, относительно того, насколько значительными видятся проблемы безопасности в области печати их клиентам.
Традиционные 20%. Или около того
Опрошенные Computerworld Россия представители компаний, с некоторыми поправками, согласны с оценкой темпов роста рынка, предложенной IDC.
Так, по мнению Сергея Лысанова, руководителя подразделения услуг печати российского офиса HP, в последние четыре-пять лет динамика была куда боле впечатляющей, рынок прибавлял в год не 20%, а 30-40%. И одна из причин торможения — сдвиг по времени некоторых крупных проектов.
Валерий Кузьмич, руководитель отдела маркетинга и стратегических программ департамента аутсорсинга документоемких процессов Xerox Россия, также считает, что замедление налицо, но объясняет его тем, что в прошлые годы отсчет шел от очень малых значений, как это всегда бывает на новых рынках.
Александр Надольский, руководитель подразделения по развитию сервиса Ricoh Rus, утверждает, что российский рынок услуг по управлению печати «прибавлял» в последние годы в среднем по 20%, в этом ситуация не изменится, его прогноз — 17-20%.
Оценка Эммануэля Жана, генерального директора Lexmark International Rus, — 20-22%, а управляющего партнера группы компаний «Фан» Анатолия Шлуглейта — 18-21%, он полагает, что этот темп сохранится в ближайшие два-три года.
Евгений Моржевилов, руководитель консалтинга Canon в России, не стал давать цифровую оценку, указав на то, что, говоря о развитии MPS, необходимо различать бизнес в области относительно простых «покопийных» контрактов и проекты, подразумевающие оптимизацию инфраструктуры печати заказчика. Темпы роста последнего сегмента значительно ниже, считает он.
Наиболее оптимистичен Александр Петров, MDS-менеджер Kyocera Document Solutions Russia, который полагает, что темпы роста рынка MPS/MDS в России даже увеличились.
Третье — не лишнее. Но только третье
По словам практически всех опрошенных, безопасность традиционно занимает третье, относительно почетное место в приоритетах заказчиков — после экономии на печати за счет MPS и повышения эффективности работы в целом.
«Основным двигателем услуг MPS на рынке остается потребность заказчиков в простой и прозрачной системе затрат, — говорит Моржевилов. — Очень редко клиенты ставят задачи по анализу причин затрат, повышению производительности, совершенствованию качества услуги, обеспечению безопасности». По его наблюдению, больше внимания ИБ уделяют те компании, у которых безопасность является частью стратегии.
По мнению Надольского, причина преобладания финансовых мотивов отчасти в том, что рынок услуг печати начал формироваться лишь несколько лет назад и заказчикам пока хватает «классических», экономических факторов. Однако, по его наблюдению, все чаще инициаторами проектов по оптимизации документооборота и перехода к аутсорсингу печати становятся финансовые и административные директора, которые отвечают за операционные расходы и видят консолидированные траты на печать во всех подразделениях компании. Возможно, это повлечет и изменения в приоритетах. Так, например, Жан отметил, что заказчики уже сейчас все чаще интересуются снижением вредного воздействия на окружающую среду. Это довольно удивительно — к экологии у нас традиционно относятся прохладно.
А пока, по наблюдениям Шлуглейта, сами клиенты о безопасности пекутся далеко не всегда, чаще поставщикам услуг приходится обращать их внимание на то, что внедрение услуг управления печатью повысит уровень безопасности.
Поводы для беспокойства
В наибольшей степени, если судить по ответам, в области безопасности представителей заказчика волнует то, что при замене персональных устройств высокопроизводительными «групповыми» к печатаемым на них документам может получить доступ неограниченный круг сотрудников. Эта проблема, впрочем, решается чисто техническими средствами, которые позволяют «привязывать», по выражению Лысанова, печатаемый документ к инициатору печати. Соответствующие программные решения помогают также выявлять «чемпионов печати», склонных к злоупотреблению казенным оборудованием. Что, в свою очередь, может нанести ущерб не только экономический, но и по части безопасности.
Такие чисто технические решения есть у всех крупных вендоров, они предоставляют доступ к технике только авторизованным сотрудникам, позволяют получить отпечатанный документ только тому, кто послал задание на печать, шифруют данные при их передаче по сети, наносят водяные знаки или растровые изображения, проявляющиеся при копировании конфиденциальных документов, и т. д.
Обычно эти средства уже «зашиты» в программное обеспечение. Однако, как отметил Надольный, работать они начинают лишь после консультаций специалистов — многие ИТ-специалисты их просто не используют.
Кроме того, он отметил как фактор риска то, что современные МФУ и принтеры — это, по сути, компьютеры, хранящие в своей памяти фактически все документы, которые были на них напечатаны или отсканированы. «Теоретически несложно представить, к каким последствиям может привести попадание этих данных в руки недобросовестного подрядчика», — говорит Надольный.
Однако на практике он таких коллизий не встречал — пока внедрением MPS в России, как уже говорилось, занимаются относительно узкий круг вендоров и их авторизованные партнеры. Кроме того, MPS-проекты — удел крупных структур, которые имеют политику в области безопасности и распространяют ее на подрядчиков. «Все эти политики [безопасности. — Прим. ред.] в равной степени распространяются и на сотрудников Xerox, которые работают с данным клиентом. Они проходят соответствующий инструктаж, подписывают регламентирующие документы, — говорит Кузьмич. — Все это в дополнение к тем политикам и процедурам информационной безопасности, которые действуют в самой Xerox».
Впрочем, политики — политиками, а убеждать клиентов, что диагностическое ПО Xerox не принесет вреда, все равно приходится, признает он. Другая проблема — возможность передачи информации о состоянии системы печати в глобальный центр обработки данных. При этом порой никакие технические обоснования не помогают преодолеть имеющиеся регламенты, и приходится реализовывать необходимую функциональность внутри периметра заказчика.
Моржевилов фактором риска считает также «покопийные» контракты: «Провайдер может быть финансово заинтересован в большем объеме печати и, как следствие, склонен предлагать клиенту сетевые устройства со свободным доступом. А пока, по мнению Шлуглейта, основное внимание клиенты уделяют техническим средствам обеспечения безопасности, а организационные меры отходят на второй план. Причины этого он видит в том, что MPS-проектами занимаются в основном технические специалисты, которые редко обладают соответствующими компетенциями печатных документов, тем выше вероятность утечек».
Средства — свои и «заемные»
Достаточно ли для обеспечения безопасности решений, предлагаемых производителями устройств? Мнения по этому вопросу разделились.
«Практически все вендоры, лидирующие на рынке MPS, предлагают широкий выбор средств обеспечения безопасности печати, — считает Макаренков. — В большинстве случаев этого бывет достаточно, чтобы удовлетворить стандартным требованиям клиентов по безопасности». Вендоры, что немудрено, в целом с ним согласны.
«В большей части проектов по оптимизации документооборота предпочтение отдается «брендовым» программным решениям, потому что производители печатных устройств отлично понимают риски, возникающие при работе с конфиденциальными документами», — считает Надольский. Однако, признает он, в случае же наличия специфических требований, конечно, приходится подключать к проекту специализированные компании.
«Нам достаточно тех технологий и решений для обеспечения информационной безопасности, которые имеются в портфеле Xerox», — говорит Кузьмич. Правда, в новую платформу Xerox ConnectKey уже встроены технологии McAfee и Cisco, отвечающие за различные аспекты защиты.
Компания HP, по словам Лысанова, использует решения третьих фирм в 30-40% проектов, обычно в тех, в которых существенную часть задачи составляет поддержка старых систем.
Моржевилов также считает, что вендорских решений вполне хватает, требуется лишь «подгонять» их под нужды клиента. А собственные разработки интеграторы создают «с целью маркетинговой отстройки от вендоров».
Интеграторы с этими высказываниями не вполне согласны.
«Решения вендоров и специализированное ПО обычно обладают ограниченным функционалом, — считает Юлия Лесная, менеджер по маркетингу компании «Арти». — В рамках аутсорсинговых контрактов «Арти» чаще всего использует собственные разработки». Их преимуществом она назвала возможность адаптации под требования определенного заказчика.
Не хватает возможностей «фирменного» функционала и Шлуглейту. «Специализированные разработки и системы имеют гораздо большие возможности по организации и систем печати, и электронного документооборота, — считает он. — Решения от вендоров зачастую слабы; бывает, что фирменное ПО заточено под аппаратные средства конкретного производителя и конфликтует или не видит оборудование другого вендора». А ведь у крупного клиентов, как правило, установлено оборудование трех-четырех производителей. И продуктами одного из них, соответственно, обойтись трудно.
Из вендоров с последним высказыванием согласен частично лишь Петров. На первом этапе MPS-проекта (длительностью год-два), когда у заказчика сохраняется парк «разношерстного» оборудования, без привлечения сторонних решений не обойтись, полагает он.
Услуга будущего
Пока для заказчиков вопросы безопасности стоят далеко не на первом месте. Это и немудрено — услуги по управлению печатью продвигаются в первую очередь как средство экономии. Однако, как часто приходится слышать, в России дешевизна совместимых расходных материалов дает сокращение расходов несравнимо большее, и это положение вряд ли изменится. И когда «закончатся» клиенты, готовые (или вынужденные) использовать только оригинальные картриджи (пусть даже поставляемые в рамках контрактов по специальным ценам), вендорам придется изобретать новые доводы в пользу MPS.
Экономия средств и упорядочение печати тоже имеют отношение к безопасности — информационной, экономической или обеим сразу.
MPS в России: драйверы и «тормоза»
К факторам, способствующим внедрению в России сервисов печати, в IDC относят: улучшение общей деловой культуры; постепенное узаконивание электронного обмена информацией; повышение осведомленности об MPS у потенциальных заказчиков, в том числе благодаря росту количества выполненных проектов; рост экономики. Кроме того, обострение конкуренции заставляет поставщиков печатающих устройств уделять сервисам все большее внимание.
Факторов, затрудняющих проникновение MPS/MDS, также немало. Среди них неосведомленность топ-менеджмента, консерватизм среднего управляющего звена и рядовых сотрудников, нежелание ИТ-служб поступаться полномочиями, возражения служб безопасности. Снижают эффективность проектов разнообразие марок и типов печатного оборудования у клиентов, а также (в госорганизациях) невозможность списать его до завершения жизненного цикла. Ну и самая часто называемая причина — широкое использование неоригинальных расходных материалов, контрафактных, совместимых и перезаправленных. С дешевизной печати, которую они обеспечивают, трудно сравниться самой совершенной системе MPS. Поэтому волей-неволей вендорам и их партнерам придется находить новые доводы в пользу внедрения систем управления печатью. И безопасность — хороший кандидат на роль драйвера.