Компания Aquafairy представила несколько различных прототипов топливных элементов |
В компании Aquafairy заявляют об изобретении технологии, благодаря которой топливные элементы питания потребительского класса наконец станут реальностью. Между тем все попытки создать подобный бизнес, предпринимавшиеся гораздо более крупными компаниями, до сих пор проваливались.
Прототипы водородных топливных элементов Aquafairy были продемонстрированы на выставке Ceatec, где президент компании Майк Аидзава пообещал, что в продажу первые батареи поступят уже в следующем году.
Топливные элементы дадут возможность получения электричества из сменных безопасных картриджей одноразового пользования. Такие батареи предполагается применять в местах, где отсутствует электросеть или случаются частые перебои с поставкой электроэнергии, а портативные варианты пригодятся в качестве зарядников для персональной электроники.
Крупные японские производители электроники начиная примерно с 2005 года в течение нескольких лет активно демонстрировали прототипы топливных элементов, но ни один из них не был выпущен на рынок, и разработка в большинстве случаев остановилась.
«Все эти проекты провалились, так как в них применялся метанол, — полагает Аидзава. — Исследователи просто не смогли найти способ эффективно его использовать. Если бы я считал, что у них что-то может выйти, то не создал бы свою компанию».
Aquafairy была основана в середине 2006 года для разработки топливного элемента на водороде. Водород — крайне высокореакционное топливо, но в компании разработали способ его перевода в твердую форму, безопасную в обращении.
На выставке Aquafairy представила три прототипа топливных элементов.
Самый сильный интерес у посетителей вызвала портативная модель карманных размеров, способная полностью зарядить смартфон. Мощность такого зарядника — 2,5 Вт, сам он легче, чем большинство смартфонов, — весит 89 граммов, а по размерам примерно такой же. Устройство позволяет заряжать практически любые электронные гаджеты по кабелю USB.
Второй зарядник, уже проходящий эксплуатационные испытания, выдает 200 Вт. Он весит 7 кг, а по размерам чуть меньше автомобильного аккумулятора. К нему подсоединяется небольшая емкость с твердым водородом, похожая на баллончики для туристических горелок.
Этот топливный элемент разработан при поддержке Японской государственной организации по развитию новых технологий энергетики и промышленности (NEDO). У него два разъема USB и две обычные электророзетки. Батарею предполагается использовать после стихийных бедствий.
Третий топливный элемент отличается большой продолжительностью действия. Он предназначен для использования на отдаленных территориях — в горах, лесах и т. п. Батарея выдает всего полватта, но работает при этом целых полгода. Имея такой источник энергии, не придется слишком часто ездить за новыми батареями, например, для научной измерительной аппаратуры.
Aquafairy совместно с еще одной японской компанией, Rohm, разрабатывает управляющие схемы для своих зарядников и готовит продукты к выводу на рынок. Планируется налаживать партнерства и с другими коммерческими и государственными организациями.
Аидзава не уточнил, сколько будут стоить водородные батарейки, но подчеркнул свое стремление предложить их по доступной потребителям цене. По словам главы Aquafairy, это будет его следующей непосредственной задачей.