СЕРГЕЙ ШЕСТАКОВ: «Использование BI позволяет прогнозировать кризис и преодолевать его последствия, находить точки роста компании. Поэтому экономии на бизнес-аналитике не предвидится» |
В своей области — систем визуализации данных и углубленной аналитики для бизнеса — пермская компания «Прогноз» не менее известна на мировом софтверном ИТ-рынке, чем «Лаборатория Касперского» или ABBYY. Недавно компания вошла в ежегодный рейтинг Software 500, составляемый американским журналом Software Magazine. В списке крупнейших софтверных компаний мира она находится на 254-м месте, что на 38 позиций выше, чем в прошлом году. Второй год компания с собственной программной платформой — Prognoz Platform — попадает в магический квадрант Gartner, пока в категорию нишевых игроков. О дальнейших планах российского вендора рассказывает Сергей Шестаков, заместитель генерального директора «Прогноза» по развитию бизнеса.
Вы второй год попадаете в «стартовый» квадрант Gartner. Что необходимо, чтобы двигаться дальше?
В этом году мы вплотную приблизились к соседнему сектору, в котором Gartner позиционирует «претендентов». Для движения к лидерству нужен в первую очередь продукт, и он у нас есть — это Prognoz Platform. При этом важно, что все его составляющие создавались и развивались нашими собственными силами, а потому максимально интегрированы между собой. У многих других вендоров часть продуктов куплена вместе с компаниями-разработчиками, поэтому им трудно достигнуть сопоставимой степени интеграции.
Что еще нам необходимо для продвижения в магическом квадранте, так это истории успеха на международном уровне. Развивая бизнес за пределами страны, мы добиваемся того, что у Gartner накапливаются, во-первых, отзывы от наших клиентов, во-вторых — запросы о нас. При том что основной пул клиентов у нас по-прежнему в России, зарубежные проекты в последнее время становятся главной визитной карточкой «Прогноза», это решения для МВФ, Всемирного банка, Африканского банка развития, Coca-Cola, BASF, ряда других заказчиков.
За счет чего вы можете соперничать с другими международными вендорами? Вы назвали в качестве козыря внутреннюю интегрированность решений. Что еще? Цена?
Да, в том числе. Нельзя сказать, что наши решения самые дешевые, но мы предлагаем полный функционал бизнес-аналитики по цене, за которую конкуренты продают лишь отдельные составляющие. Кроме того, в «Прогнозе» действует гибкая лицензионная политика, позволяющая заказчику скомпоновать под себя набор интересующих его модулей и расширять его по мере необходимости. При этом у нас очень мощные средства визуализации, простой и удобный интерфейс. Также нашей сильной стороной считается предсказательная аналитика, ее мы развиваем все годы существования системы. Собственно, к задачам прогнозирования, которые дали начало компании «Прогноз» в начале 90-х, и отсылает наше название.
Еще одно важное преимущество — Prognoz Platform интегрируется со всеми распространенными источниками данных: ее можно «посадить» в любую гетерогенную инфраструктуру, состыковать с широким набором СУБД и систем ERP, загрузить для анализа файлы любых общепринятых форматов. Доступ к платформе и приложениям на ее основе возможен самыми разными способами: через толстый клиент, через браузер, через мобильные устройства.
Ну и, конечно, мы более оперативно удовлетворяем запросы пользователей и партнеров — вносим в наши продукты новую функциональность, необходимую клиентам. Срок, в зависимости от сложности задачи, — от одного до трех месяцев. Производственный цикл «больших» компаний не позволяет добиться такой скорости реакции. Гибкость в лицензионной политике, в адаптации решений под запросы клиентов мы считаем своим ключевым отличием.
Что на сегодняшний момент для компании является приоритетным — заказные разработки или готовые продукты?
«Прогноз» изначально сочетает в своем бизнесе «заказную» и «продуктовую» составляющие. Когда компания создавалась, было принято решение о разработке собственной платформы, на базе которой нами выполнялись заказные проекты. Она же и стала нашим первым и главным продуктом. Сейчас на ее основе и на базе своего многолетнего отраслевого опыта мы создаем типовые вертикальные решения. Сегодня это два равноправных направления, которые взаимно обогащают и развивают друг друга. Работа над заказными проектами дает понимание отраслевой специфики, а наличие готовых решений и модулей значительно ускоряет работу «на заказ».
Как экономический кризис сказывается на рынке BI?
Рост продаж решений бизнес-аналитики наблюдается повсюду, несмотря на кризисные явления и в России, и в других странах. Прогнозы говорят, что внедрение аналитических систем в ближайшие годы останется одной из приоритетных задач для предприятий, в силу того что подобные системы как раз и помогают оптимизировать ведение бизнеса с учетом множества ограничений. Использование BI позволяет прогнозировать кризис и преодолевать его последствия, находить точки роста компании. Поэтому экономии на бизнес-аналитике не предвидится.
В России это связано еще и с тем, что рынок пока не насыщен. Большинство организаций если и используют средства BI, то лишь частично, в отдельных подразделениях или бизнес-процессах. Так что спрос далеко не удовлетворен.
Влияет ли государство через свои программы информатизации на рынок бизнес-аналитики?
Что касается государственных учреждений и предприятий — да. Но в целом движущие факторы роста другие. Например, распространение мобильных устройств, которое дает возможность эффективнее использовать BI-системы, обращаться к ним в любое время из любого места, то есть повышать выгодность их внедрения. Есть такой фактор, как Большие Данные, их без бизнес-аналитики не «переваришь». Развиваем мы на базе нашей платформы и облачные сервисы.
Далее — предсказательная аналитика. Как я уже говорил, пока еще не удовлетворен спрос и на традиционную аналитику: создание отчетов, визуализацию данных. Но те, кто уже справился с задачами мониторинга, хотят идти дальше — создавать прогностические системы.
Такие решения по оценке альтернативных путей развития особенно важны сейчас, когда ситуация на рынке неопределенная. Существуют разные сценарии, с учетом как внешних, так и внутренних управляющих воздействий, — требуется их оценить, взвесить риски и принять решение о том, по какому пути двигаться. Есть и более сложные задачи: prescriptive analytics — «предписывающий» анализ данных. Мы создаем модель бизнеса, отрасли, территории и выясняем, как добиться той или иной цели, какие ресурсы и инвестиции для этого необходимы с учетом существующих ограничений.
Еще один возможный фактор роста — малый и средний бизнес. Небольшие предприятия обычно используют для анализа какие-то подручные средства, но уже и рынок BI в целом, и наша компания готовы предложить им специализированные и доступные решения.
Этим объясняется введение партнерской программы?
Да, в том числе. С помощью партнеров мы готовимся к освоению этой огромной ниши.
Вы сказали, что дорабатываете свои решения по запросу. А партнеры могут это делать? Насколько глубоко они могут проникать внутрь продуктов?
Мы разрабатываем платформу, а партнеры на ее основе создают решения с учетом специфики бизнеса конечных заказчиков. Естественно, саму платформу они менять не могут. Но ее архитектура такова, что они самостоятельно разрабатывают новые модели, отчеты, в том числе и без всякого кодирования.
С применением стандартных языков программирования они могут создавать надстройки над системой. Для более глубокой доработки и кастомизации мы предлагаем модуль SDK, а также курсы по работе с ним. Если специалисты компании-партнера видят, что задачи клиентов требуют неких изменений в платформе, но сами за это не берутся, мы готовы им в этом содействовать. И вносим подобные изменения быстро, считая такую оперативность, как я уже говорил, своим большим преимуществом.