В ТО ВРЕМЯ КАК ТОРСТЕН ХЕЙНС с оптимизмом смотрит в будущее, многие аналитики отрасли сомневаются в том, что компании удастся продержаться долго Источник: BlackBerry |
Канадская компания BlackBerry, переживающая сегодня очень нелегкие времена, попыталась спрогнозировать ближайшие перспективы бизнеса в условиях, когда пользователи отказываются от когда-то доминировавшей на рынке платформы.
В период с июля по сентябрь из-за провальных продаж новых смартфонов Z10 чистые операционные убытки компании по стандартам GAAP приблизились к миллиарду долларов.
В общей сложности за квартал продано 5,9 млн смартфонов, но в зачет за указанный период пошло только 3,7 млн единиц — все остальное было отгружено дилерам еще в предыдущем квартале.
В свете столь слабых результатов продаж компания планирует провести реструктуризацию, уволить 4,5 тыс. сотрудников и сократить ассортиментный ряд с шести до четырех моделей. Эти телефонные аппараты будут ориентированы на корпоративных клиентов и профессиональных пользователей.
«Сегодня мы испытываем трудности, но операционные изменения, о которых было объявлено, должны помочь нам охватить наиболее зрелые рынки и вернуть компании рентабельность, — заявил президент и генеральный директор BlackBerry Торстен Хейнс. — Двигаясь дальше, мы намерены предлагать корпоративному сектору и профессиональным конечным пользователям полный спектр услуг, охватывающих все необходимое оборудование, программное обеспечение и сервисы. Уверен, что, заручившись поддержкой лояльных клиентов, нам удастся превратить BlackBerry в лидирующий бренд по части корпоративной безопасности, управляемости и надежности».
Хейнс с оптимизмом смотрит в будущее, однако, в отличие от него, многие аналитики отрасли сомневаются, что компании удастся долго выдержать ожесточенную борьбу, которая ведется сегодня на рынке смартфонов.
В BlackBerry уже объявили о том, что рассматривают различные «стратегические альтернативы». Как показывает опыт, зачастую это заканчивается разделом компании или ее продажей кому-то из конкурентов.
Операционная система BlackBerry 10 появилась на рынке чуть более года назад, в тот момент, когда многие прежде горячие сторонники BlackBerry уже переключились на конкурирующие платформы Apple, Google и Microsoft. Последние заявления компании не добавляют оставшимся пользователям и инвесторам уверенности в том, что BlackBerry удастся вернуть себе утраченные позиции.
Сегодня одна из главных трудностей для BlackBerry — это побудить клиентов приобретать смартфоны и планшеты компании в условиях, когда внимание пользователей все чаще привлекают приложения, созданные для iPhone и Android.
«Чтобы сохранить конкурентоспособность, BlackBerry нужна масштабная экосистема приложений, предоставляющая пользователям те мобильные сервисы, которые уже доступны для iOS и Android, — указал аналитик IDC Рамон Льямас. — В компании заявили о сокращении ассортиментного ряда с шести до четырех устройств с ориентацией на корпоративные рынки и профессиональных пользователей, но портфель продуктов BlackBerry должен быть шире, а предлагаемых клиентам возможностей — больше. Нам говорят, что новое семейство устройств будет предназначено для конечных пользователей, решающих профессиональные производственные задачи. Но в большинстве современных смартфонов и планшетных компьютеров указанные функции присутствуют изначально».
Независимый отраслевой аналитик Джек Голд отметил, что продажи BlackBerry в третьем квартале составили примерно половину ожидаемого объема.
«Компании очень трудно будет выйти из штопора, — подчеркнул он. — Даже с огромными убытками можно справиться, если продажи растут. Но ситуация, когда убытки дополняются спадом продаж, не сулит BlackBerry ничего хорошего. Сегодня доля компании на рынке заметно сократилась, поэтому приобрести ее будет совсем несложно, если у кого-то из мощных игроков возникнет такое желание, однако желающих пока не видно. По сути, покупается в этом случае лишь интеллектуальная собственность и клиентская база. Значительно проще сейчас получить и статус частной компании, но опять-таки, кто будет ее финансировать?»