ВДОХНОВИТЕЛЕМ ПРОЕКТА концепции считается Денис Свердлов Источник: minsvyaz.ru |
29 августа в Москве представители отраслевого сообщества обсудили Концепцию развития мультисервисных сетей связи общего пользования, разработанную рабочей группой Министерства связи и массовых коммуникаций. Обсуждение прошло в формате круглого стола, заседание было организовано Российской ассоциацией электронных коммуникаций. В дискуссии приняли участие сотрудники РАЭК, а также менеджеры компаний Яндекс, Mail.ru, МТС, ТТК, «Ростелеком», «Координационный Центр доменов RU/РФ», Telia Sonera и др. Приглашенные представители Минкомсвязи и профильного комитета Госдумы заседание круглого стола проигнорировали.
Впервые тезисы концепции были опубликованы на сайте Минкомсвязи 17 июля. А 22 августа в аналитическом центре при правительстве РФ состоялось публичное обсуждение тезисов концепции, по итогам которого у некоторых представителей отрасли сложилось негативное отношение к предстоящим переменам.
Считается, что их вдохновителем является советник министра связи и массовых коммуникаций Денис Свердлов.
А разработку концепции возглавлял еще один советник министра — Элдар Разроев. Согласно опубликованному в СМИ заявлению Свердлова, в рамках новой концепции «мультисервисные сети призваны решить две проблемы: уменьшить технологическое регулирование сетей связи и дать возможность небольшим операторам легко подключаться к сетям передачи данных».
Сделать это планируется за счет перехода от действующей сейчас одноранговой системы сетей к иерархической системе и разделения всех операторов связи на две категории — федеральных (ФОС) и обычных (ОС).
Эксперты же указывают, что заявленная цель не будет достигнута, поскольку иерархическая структура сети не обладает достаточными для современных задач возможностями по масштабированию, поэтому уход от одноранговой системы чреват ухудшением качества связи и перебоями в работе сетей передачи данных.
Кроме того, в концепции не до конца определены полномочия и обязанности ФОС и ОС. Впрочем, уже ясно, что в обмен на федеральную лицензию и право предоставлять услуги связи на территории всей страны государство потребует от ФОС решить в России проблему цифрового неравенства — протянуть современные сети связи в самые отдаленные уголки и веси.
По оценкам, прозвучавшим в ходе круглого стола, будущим ФОС (в их число войдут, скорее всего, представители «большой тройки», «Ростелеком» и, возможно, ТТК) придется дополнительно вложить в сетевую инфраструктуру от 20 млрд до 100 млрд руб., чтобы соответствовать новым требованиям законодательства. И эти вложения вряд ли когда-нибудь окупятся. Поэтому-то ведущие операторы не в восторге от очередной инициативы министерства.
Но больше всех от реализации новой концепции могут пострадать представители сложившейся за последние годы весьма развитой экосистемы интернет-бизнеса.
К примеру, концепцией совершенно не определена роль таких важных участников рынка, как точки обмена интернет-трафиком. Между тем столичный узел Internet Exchange, согласно приведенным данным, занимает четвертое место в мире по объему пропускаемого трафика.
Но его нельзя отнести ни к ФОС, ни к ОС, и в предложенной иерархической структуре узлам Internet Exchange нет места.
Не учтены в концепции и интересы множества смежных рынков услуг, образовавшихся в постиндустриальном российском обществе на стыке информационных, коммуникационных и других современных технологий, утверждают эксперты. С их точки зрения, концепция являет собой очередную неуклюжую попытку министерских «телефонистов» подстроить под свои узкопрофессиональные задачи в значительной степени саморегулируемый инфокоммуникационный сектор экономики.
В ходе дискуссии участники круглого стола сформулировали от лица профессионального сообщества отзыв на министерскую концепцию, который скорее выглядит как публичный протест. В нем дана негативная оценка предложенным регулятором реформам и подчеркивается необходимость комплексной доработки документа с учетом реалий рынка и возможностей его участников. Отзыв планируется направить в Минкомсвязи, в Экспертный совет при правительстве РФ, а также в структуры открытого правительства.