Проект создания цифрового образовательного кольца для Архангельской области имеет обширную предысторию. Первый проект внедрения системы дистанционного обучения был реализован компанией Polymedia в школах Краснодарского края. Впоследствии та же система построения комплекса дистанционного образования была одобрена министерствами Курской, Липецкой, Кемеровской и Ульяновской областей.
СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО обучения на основе ВКС предназначена прежде всего для тех педагогов, которым сложно добираться до места обучения из отдаленных районов Архангельской области |
Однако в Архангельской области система дистанционного образования была реализована в первую очередь для переподготовки и повышения квалификации педагогов, а не школьников, рассказала ректор Архангельского областного института открытого образования Лариса Уварова. По ее словам, ежегодно в институте обучается свыше 6 тыс. педагогов. Многим из них проблематично добраться до места обучения из отдаленных районов, в которых зачастую возникают сложности с дорожным сообщением из-за погодных условий.
Заказчиками проекта цифрового образовательного кольца в области выступил, с одной стороны, Архангельский областной институт переподготовки и повышения квалификации, а с другой — Министерство образования и науки Архангельской области, которое поручило институту разработать концепцию системы, предусматривающей создание точек ЦОК на базе районных ресурсных центров в каждом муниципальном образовании области. Всего предусматривалось создать 25 таких точек. В разработке концепции приняли участие специалисты компании Polymedia.
От идеи до реализации самого проекта прошло несколько лет, рассказал директор Архангельского регионального центра дистанционного обучения Архангельского областного института открытого образования Юрий Бобров. Окончательно концепция была разработана в 2010 году, однако практическая реализация была отложена до поступления средств из бюджета области. В 2012 году был запущен в эксплуатацию проект областного образовательного кольца, а в 2013 году начата реализация второй стадии проекта — создания образовательных цифровых колец на уровне муниципальных районов и городских округов, которые будут являться частью областного кольца. Как пояснила Уварова, в этом году к ЦОК подключены две новые точки и до окончания года ожидается подключение еще восьми.
Принцип построения ЦОК основан на развертывании инфраструктуры на базе ресурсного центра Архангельского областного института открытого образования, где размещены серверное оборудование для проведения сеансов видеоконференцсвязи, серверы записи и архивирования учебных занятий и материалов, а также подключения к нему 25 школьных классов в каждом из районов области. Каждый такой муниципальный центр цифрового образовательного кольца получил комплект терминального оборудования LifeSize Passport, интерактивную доску, мультимедийный проектор, моноблок и кодек видеоконференцсвязи с HD-камерой. В ресурсном центре, в свою очередь, был установлен аппаратный комплекс LifeSize Team для организации многоточечной видеоконференцсвязи в формате Full HD со всеми 25 школами, рассказала генеральный директор санкт-петербургского представительства Polymedia Наталья Фалина. На сервере LifeSize VideoCenter любой удаленный пользователь через браузер может найти материал в списке транслируемых в режиме онлайн или же в архиве.
Налаживая связи
По словам Юрия Боброва, высокая степень первоначальной проработки проекта обеспечила довольно комфортные условия в ходе его реализации. Согласованная концепция и опыт Polymedia в создании аналогичных систем стали залогом того, что работа шла планомерно, в рамках утвержденного проекта, без цейтнотов и изменений «на ходу».
И все же определенные сложности в ходе реализации проекта возникли. К примеру, выяснилось, что каналы связи не в полной мере соответствовали требуемым характеристикам. Для организации ВКС необходим высокоскоростной Интернет, чем на тот момент учебные заведения не могли похвастаться, пояснила Фалина. К тому же у их руководства не было понимания, для чего нужно расширять канал. Поэтому пришлось тесно общаться с учебными заведениями — объяснять технические тонкости и следствия, совместно решать и устранять сложности, отметила она. Кроме того, для организации надежных транспортных каналов в рамках «цифрового образовательного кольца» была проведена очень большая работа с провайдерами, в итоге практически все требования по скорости передачи данных были выполнены. Одна из районных школ — из-за отсутствия иных вариантов — была подключена по спутниковому каналу, добавил Бобров, отметив, что само по себе это стало мощным толчком к развитию систем связи в муниципальных образованиях.
От школьника до министра
По итогам реализации проекта муниципальные образовательные учреждения области получили универсальный инструмент, с помощью которого можно не только участвовать в видеоконференции, но и организовать в аудитории полноценный учебный процесс, получая качественное отображение информации на интерактивной доске (видео- и аудиоматериалы) и трансляции проходящих в классе различных образовательных мероприятий, пояснила Фалина. Однако это далеко не все.
Возможности установленного решения, по ее словам, настолько гибки, что в коммуникационный процесс вовлечены не только педагоги, дети и родители, но и структуры исполнительной власти, которые могут вести диалог между собой в режиме онлайн. Для решения своих вопросов коммуникационную сеть образовательного кольца Архангельской области используют и другие региональные ведомства: Министерство по делам молодежи и спорта Архангельской области, Агентство по печати и средствам массовой информации Архангельской области и т. д. Кроме того, систему можно использовать и для дистанционного обучения детей, как это практикуется в других областях.
Благодаря реализованному проекту раскрылись широкие возможности доступа к образовательным услугам в удаленных местах области, подчеркнула Уварова. Кроме того, по ее словам, перспективно дальнейшее расширение ЦОК.
Еще есть неохваченные школы, которые не попали под централизованную модернизацию в рамках программы. Но реализованное решение предусматривает возможность подключения дополнительных школ к цифровому кольцу уже на добровольных началах — если у руководства конкретной школы есть желание присоединиться.