НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, используемые в школах, отучают школьников от простой зубрежки, воспитывая навыки коллективного взаимодействия, совместного решения задач и самостоятельного поиска нужной информации Источник: Polymedia |
Новые технологии, которые вот уже несколько лет приходят в российские школы и вузы, существенно изменили саму методологию преподавания — оно стало более интерактивным. Одновременно изменился и подход самих школ к выбору нового ИТ-оборудования — от использования проекторов и электронных досок образовательные учреждения переходят к созданию многофункциональных комплексов с использованием мобильных устройств.
Комплексный подход
Одной из наиболее заметных и значительных тенденций в сфере образования стали принципиальные изменения в подходе заказчика. За последний год образовательные учреждения стали более квалифицированно подходить к выбору ИТ-оборудования и, как правило, запрашивать полноценное комплексное решение, которое поддерживает все необходимые функции, считает руководитель отдела маркетинга дирекции по корпоративным продажам Samsung Electronics в России Жамиля Каменева. По ее словам, спросом пользуются системы хранения и дистрибуции учебных материалов, решения, позволяющие создавать полноценные интерактивные уроки и предоставляющие возможность использовать видеоконференции во время урока или подключать лабораторное оборудование.
Если раньше школы сначала закупали оборудование, а только потом продумывали его применение, то теперь ИТ-инструменты приобретаются в соответствии с определенными задачами, считает директор по маркетингу компании Polymedia Сергей Кузнецов. Кроме того, заказчик стал грамотнее распоряжаться бюджетом и тщательнее выбирать нужное оборудование, не тратя лишних средств.
Комплексный подход практикуется как в школах, так и в вузах, многие из которых сейчас активно заинтересованы в создании отраслевых многофункциональных комплексов, добавил руководитель департамента системной интеграции компании Auvix Виктор Киндер. К таким комплексам, в частности, можно отнести центры 3D-визуализации и специализированные учебно-научные комплексы, которые могут стать одним из перспективных направлений развития высшего образования в России. Практически такие центры представляют собой виртуальное пространство, где в инновационной аппаратно-программной среде отрабатываются навыки безопасного и эффективного управления производственным процессом и тем самым ликвидируется пропасть между знаниями, которые будущие выпускники получают в процессе обучения, и реальной производственной деятельностью.
Принципиальные изменения в подходе заказчика связаны прежде всего с изменением порядка финансирования школ, передачей им средств и права ими распоряжаться, полагает директор по развитию бизнеса компании Intel Петр Щеглов. Однако, по его словам, учебные заведения по-прежнему испытывают значительный дефицит знаний об информационных технологиях, особенно если учесть, что по сложности комплексная информационная среда учебного заведения не уступает сетям средних и крупных предприятий. Это вынуждает поставщиков превращаться в интеграторов, способных не только поставить компьютерное оборудование, но и включить его в образовательный процесс. Интересно, что эти интеграторы рождаются не только в среде ИТ-компаний, но и среди поставщиков иного, зачастую изначально не связанного с цифровыми технологиями оборудования, отметил Щеглов.
Урок на планшете
Все действительно заметные изменения в данной отрасли (дистанционное обучение, использование различных портативных устройств, разработка программного обеспечения для возможности коллективной работы), так или иначе связаны с двумя сферами: мобильность и облачные технологии. Это общий тренд рынка ИТ, и отрадно, что он находит свое отражение в столь важной отрасли, как образование, делая его более доступным, полагает руководитель отдела технического проектирования компании «Аквариус» Дмитрий Паршин.
Объемы закупок десктопов снижаются, но эти устройства все еще популярны в качестве основы для классов информатики и при решении административных задач, отметил Щеглов. На замену, по его словам, зачастую приходят моноблоки, а также ноутбуки, причем, в отличие от европейских стран, с большой диагональю экрана. Именно ноутбуки являются сейчас наиболее популярным формфактором в российских школах, уверен Щеглов. Однако, как констатировал Паршин, учебными заведениями все активнее закупаются и используются планшеты и неттопы, хотя интерес к ноутбукам по-прежнему достаточно высок, поскольку планшеты все же проигрывают им в производительности.
Что касается будущего, то оно определенно за мобильными решениями, и это один из главных трендов в образовательном процессе, уверена Каменева. Уже сегодня ученик, имея планшет, в удаленном режиме может иметь доступ ко всем материалам уроков, работать в группах, проходить тестирование и т. д. А в перспективе можно говорить о полноценном дистанционном обучении, когда учитель и ученик могут за весь цикл обучения не встретиться в одном классе, полагает она. Начиная с этого года компания Samsung активно продвигает подобные решения в российских образовательных учреждениях. Коммерческая версия продукта Samsung Smart School включает в себя электронную интерактивную доску, учебные места учеников и рабочее место учителя, оборудованные планшетами Samsung на базе Android и Windows, а также специальные зарядные станции и программное обеспечение, позволяющее планировать расписание уроков и использовать необходимые учебные материалы, причем как учебные пособия, входящие в федеральный перечень, так и дополнительные учебные материалы, в том числе взятые из Интернета или созданные самим учителем.
Помимо хорошо зарекомендовавшего себя формфактора Classmate PC, который объединяет в себе функции обычного ПК, планшетного компьютера, внешней видеокамеры, графического планшета и поддерживает рукописный ввод, в компании Intel также разработали специализированный школьный планшет, рассказал Щеглов. Планшет Intel Education на базе Intel Atom и Android, оснащенный ударопрочным экраном, двумя камерами, динамиками и микрофоном, отвечает, по его словам, всем задачам современного образовательного процесса.
Шагом к информационно-образовательной среде нового поколения многие педагоги признают возможность интеграции в учебный процесс собственных устройств всех участников этого процесса, отмечает руководитель группы развития решений для образования компании Polymedia Анна Кириченко. Это позволит использовать любое индивидуальное мобильное устройство для обучения, что повлечет за собой большую интерактивность процесса, а также свободу действий учителя для выстраивания новых форматов занятий.
Разнообразие оборудования, используемого в образовательных учреждениях, вынуждает производителей выпускать универсальные решения. Практически все производители интерактивного оборудования предлагают сегодня программное обеспечение, поддерживающее взаимодействие между устройствами преподавателей и учеников, использующих любые персональные устройства, констатировал Борис Эшкинд, генеральный директор группы компаний Digis. При этом на первый план выходят решения, способные создать удобную и понятную экосистему из мобильных устройств учеников и преподавателей не только в пределах учебной аудитории, но и в рамках дистанционного образования.
Если говорить о системах видеоконференцсвязи, незаменимых при организации удаленного обучения, то здесь также наблюдается увеличение спроса на решения для проведения сеансов видеосвязи с использованием мобильных устройств, отметил глава представительства LifeSize в России Александр Баринов. По его словам, все больший интерес у заказчиков вызывает LifeSize ClearSea — клиент-серверное решение, которое позволяет проводить сеансы видеоконференцсвязи с применением более 50 различных мобильных устройств. При этом оно поддерживает стандартные протоколы связи H323 и SIP, что позволяет осуществлять звонки на аппаратные терминалы ВКС LifeSize и других производителей, а также принимать участие в сеансе многоточечной конференции.
Путь в облака
Как считает директор по консалтингу департамента по работе со сферой образования компании IBS Игорь Хмельков, безусловный интерес представляет использование облачных технологий в системе общего образования в таких сферах, как доставка электронного учебного контента, решения SaaS для управления образовательным учреждением, облачные решения для электронного и дистанционного обучения, сервисы хранения электронного портфолио учащихся и т. д.
Удаленное обучение тесно взаимосвязано с облачными технологиями, уверен Паршин. Учебные заведения постепенно переходят от локального хранения данных к централизованному хранению информации во внешних ЦОД. В свою очередь, власти на федеральном и муниципальном уровнях озаботились строительством таких ЦОД, и, как следствие, к диалогу подключились крупные игроки ИТ-отрасли, рассказал он.
Использование облачных технологий в образовании стало актуальным еще до того, как это стало мировым трендом, считает Эшкинд. В качестве примера он привел онлайн-сервис Smart Exchange, с помощью которого учителя могут создавать уроки и выкладывать их на сервер. Несколько лет назад стала возможной загрузка этих уроков в реальном времени на любой компьютер с последующим выводом их на интерактивную доску или интерактивный стол, и сейчас в облаке Smart Exchange доступно несколько тысяч русскоязычных уроков по различным предметам.
Удачным примером использования облачных решений в образовании Баринов считает разработанный компанией Polymedia продукт TeachTouch. Это интерактивный дисплей, включающий в себя не только программное обеспечения для проведения и организации занятий, но и облачный сервис LifeSize Connections. Задействуя серверные мощности LifeSize, находящие в Европе, пользователи могут проводить сеансы многоточечной видеоконференции, созваниваться между собой или осуществлять видеовызовы на другие аппаратные терминалы.
В то же время, предупреждает Щеглов, вряд ли в ближайшей перспективе мы увидим отказоустойчивые высокоскоростные каналы интернет-доступа для школ, поэтому все ключевые сервисы и весь контент должны быть доступны в локальной сети школы, чтобы не допускать прерываний в образовательном процессе.
Пора создать учебники
Традиционные проблемы образовательных учреждений — медленные и ненадежные каналы связи, отсутствие электронного контента и низкая ИТ-квалификация педагогов — по-прежнему актуальны, хотя подвижки в этих сферах заметны, считают участники отрасли. Однако на первый план выходят новые вопросы, в частности начало перехода от бумажных к электронным учебникам.
В отличие от индустрии развлечений, давно и успешно освоившей мультимедийные технологии, в сегменте учебной литературы еще только предстоит разобраться, как эффективно использовать все многообразие мультимедийных и интерактивных инструментов, считает Щеглов. По его словам, эту задачу сейчас пытаются решить издательства, разработчики ПО и оборудования, специализированные стартапы во всем мире, включая Россию.
Существующие сейчас электронные версии учебных пособий выпущены преимущественно в формате Adobe Acrobat, и они не слишком интерактивны — в них нельзя, например, ставить закладки или оставлять комментарии, их невозможно интегрировать в системы управления обучением и в них не решена системная проблема с защитой интересов правообладателей.
Настоящие интерактивные электронные учебники, с качественным контентом, оптимизированные под мобильные платформы, интегрируемые с системами электронного обучения, пока существуют только в прототипах, утверждает Хмельков. По его мнению, сделать такие учебники для всей школьной программы одной компании не под силу, потребуется или десяток крупных производителей, или абсолютно иной принцип организации проекта — распределенная фабрика контента с централизованной системой управления и контроля качества продуктов.
Школьная типография
Одной из важных и перспективных тенденций в образовательных учреждениях становится организация собственных издательских центров, полагает менеджер по отраслевому маркетингу Xerox Россия Мария Румянцева. Такие полиграфические комплексы и мини-типографии используются школами и вузами для печати учебно-методической литературы, периодических изданий, рабочих тетрадей, школьных стенгазет и т. д. Обычно комплекс включает монохромную и цветную печатные машины, специализированное программное обеспечение, а также послепечатное оборудование, позволяющее получить учебник в полноценном переплете. Основной объем печати обычно составляет учебная литература, которая выпускается небольшими тиражами — до 300 экземпляров. При таких условиях цифровая печать, несомненно, является выгодной, поскольку она обеспечивает фиксированную стоимость экземпляра, не зависящую от общего объема тиража; кроме того, здесь можно напрямую контролировать качество печатных материалов.
Не просто проектор
Традиционным спросом в образовательных учреждениях пользуются проекторы, в которые производители в этом году добавили ряд интересных новых функций. Например, появился первый интерактивный проектор Smart LightRaise 60wi, который позволяет учителю и ученику использовать для работы с информацией не только специальный стилус, но и руку, рассказал Эшкинд, и это настоящий технологический прорыв, поскольку работа рукой наиболее естественна и привычна.
Для работы проектора Epson EB-1410Wi не обязательно подключение к компьютеру, рассказал старший продакт-менеджер по бизнес-технике, проекционному и широкоформатному оборудованию московского представительства компании Epson Евгений Джаксимов. С помощью этого проектора можно просматривать изображения, видео, презентации и файлы в формате PDF напрямую с USB-носителя. И более того, его можно подключить к МФУ из серии струйных устройств для бизнеса Epson WorkForce Pro или другим печатающим устройствам нового поколения. После этого можно сканировать документы непосредственно на экран проектора и затем их распечатывать с учетом внесенных корректировок и замечаний, не задействуя ПК.
Мобильный университет
В российских вузах пока даже не приступали к созданию своих мобильных сервисов, тогда как на Западе это стало обычной практикой
Растущая популярность мобильных устройств среди учащихся уже сейчас вынуждает образовательные учреждения, особенно вузы, задуматься о создании собственной мобильной ИТ-стратегии, считает директор по консалтингу департамента по работе со сферой образования компании IBS Игорь Хмельков. По результатам исследования, проведенного IBS, почти 100% ведущих зарубежных вузов имеют собственное мобильное приложение. Это приложение обычно работает не менее чем на двух мобильных платформах и охватывает не только задачи, связанные с образовательным процессом (мобильное расписание, регистрация на курсы, доступ к каталогам электронных библиотек и др.), но и целый спектр кампусных сервисов — от доступа к персональному счету для оплаты услуг до планирования свободного времени.
В отличие от зарубежных вузов, которые не только разрабатывают свои мобильные сервисы, но и зачастую рассматривают внедрение и развитие таких сервисов как основу своей ИТ-стратегии на ближайшую перспективу, российские университеты не могут похвастаться аналогичными достижениями, добавил Хмельков. Проблемой, по его словам, является не только недостаток подобных приложений, но и отсутствие специализированных решений для централизованного управления парком мобильных устройств, учитывающих специфику российских вузов и, что немаловажно, укладывающихся в их бюджет.