ТОРСТЕН ХЕЙНС пытается оправдать слабые результаты тем, что BlackBerry 10 все еще находится на раннем этапе развития, но аналитики уверены: неудача уже очевидна Источник: BlackBerry |
Еще недано предполагалось, что операционная система BB10 спасет BlackBerry, но, по оценкам IDC и других аналитических агентств, продажи смартфонов компании опустились сегодня на четвертое место, вслед за Windows Phone.
Неудивительно поэтому, что в BlackBerry решено сформировать комитет, который должен изучить возможность продажи компании или поиска стратегических партнеров для ее дальнейшего развития.
За второй квартал этого года BlackBerry удалось продать 6,8 млн смартфонов, лишь 2,7 млн из которых работают с новой операционной системой BlackBerry 10. Убытки компании составили 84 млн долл.
Аналитики IDC сообщают, что рыночная доля BlackBerry во втором квартале сократилась до 2,9%. Для BlackBerry это самый низкий результат за всю историю составления подобных рейтингов. На долю Windows Phone приходится 3,7% общего объема продаж. Лидерство удерживает Android (почти 80%), а на втором месте расположились устройства iOS (13,2%).
Хотя генеральный директор BlackBerry Торстен Хейнс пытается оправдать слабые результаты тем, что BlackBerry 10 все еще находится на раннем этапе развития, в IDC считают, что спасением для компании новая система не станет. Единственным вариантом остается продажа компании, считают аналитики. В распоряжении BlackBerry все еще имеются ценные активы — в частности, один из крупнейших в отрасли портфель патентов. Платформа обмена сообщениями тоже могла бы представлять интерес для компаний, намеревающихся увеличить присутствие в корпоративном секторе.
Снижение объемов продаж телефонов BlackBerry свидетельствует об изменении покупательских предпочтений корпоративных клиентов. «Сегодня при поиске вариантов для покупки модели Z10 и Q10, работающие под управлением BlackBerry 10, рассматриваются клиентами уже во вторую очередь, — указал аналитик Gartner Билл Менезес. — Даже если BlackBerry получит статус частной компании или будет реорганизована в отдельный бизнес, не факт, что ей удастся вернуть любовь покупателей. У BlackBerry пока еще есть деньги, но даже если ее доля на рынке смартфонов начнет расти, у клиентов остается резонный вопрос, какой стратегии компания намерена придерживаться в дальнейшем».
Смещение BlackBerry на четвертую позицию свидетельствует о падении интереса к продукции компании со стороны корпоративных покупателей, на которых традиционно приходится большая часть продаж. «Любая негативная информация заставляет клиентов задуматься, стоит ли продолжать сотрудничество с BlackBerry в условиях, когда доля Windows Phone начинает расти, а сотрудники все чаще изъявляют желание получить в свое распоряжение Galaxy или iPhone», — заметил Менезес.
«Создание комитета по продаже должно стать предупреждением всем лояльным к BlackBerry клиентам, — считает аналитик Forrester Research Чарльз Голвин. — К числу лояльных относятся корпоративные клиенты, сотрудничающие с BlackBerry уже более десяти лет и ожидавшие появления смартфона Q10 с клавиатурой QWERTY, который должен был прийти на смену устройствам Curve и Bold с физической клавиатурой».
«Продажи новых устройств BB10 не подтверждают рост потенциала платформы и возможность восстановления ею утраченных позиций, — подчеркнул Голвин. — По мнению аналитиков, выпуск смартфона Z30 с 5-дюймовым экраном и появление версии ОС BlackBerry 10.2 не окажет на судьбу компании сильного влияния. Впрочем, даже если выпуск новых смартфонов не принесет желаемого результата, в резерве у BlackBerry остается еще несколько активов. Это базовая ОС QNX, положенная в основу BB10, программное обеспечение BlackBerry Enterprise Service, множество патентов и бренд BlackBerry Messenger. Все это в совокупности представляет собой немалую ценность, но пока неясно, останутся ли все эти активы в одних руках или же станут использоваться по отдельности».
«BlackBerry будет выпускать новые смартфоны и поддерживать имеющиеся и спустя полгода, — уверен Менезес. — Но для клиентов и партнеров лучше было бы продолжать сотрудничество с одним поставщиком, а не с двумя компаниями, одна из которых будет заниматься оборудованием, а другая программным обеспечением. Между тем среди потенциальных покупателей сегодня называются Microsoft, Amazon и Dell. Существует множество вариантов дальнейшего развития событий, и что мы получим в итоге, пока неясно».