РУСЛАН ЗАЕДИНОВ: «Для нас наиболее важным стало появление ряда крупных проектов, в процессе реализации которых компания выступает в роли облачного интегратора» |
Компания «Крок» — постоянный участник форумов «Мир ЦОД». Руслан Заединов, заместитель генерального директора компании, руководитель направления ЦОД и облачных вычислений, рассказал еженедельнику Computerworld Россия о состоянии этого сегмента российского рынка ИТ и работе «Крока» в данной области.
Каковы наиболее характерные изменения, произошедшие на российском рынке ЦОД после форума «Мир ЦОД 2012»?
Если говорить о коммерческих центрах обработки данных, то здесь можно отметить одну очень важную вещь для провайдеров услуг ЦОД — за это время практически не появилось новых крупных центров, которые могли бы значительно повлиять на сложившуюся рыночную ситуацию. Насколько мне известно, в эксплуатацию введен всего один крупный ЦОД. Он довольно быстро построен в Москве компанией IXcelerate. Но один новый игрок погоды не делает: площадки, принадлежащие «Кроку», «Ай-Теко», Data Space Partners, DataLine и ряду других компаний, еще не заполнены, и предложение на рынке, по существу, осталось тем же.
Для нас же наиболее важным стало появление в последний год ряда крупных проектов, в которых компания выступает в роли облачного интегратора. Об этом говорили давно, однако дело сдвинулось только сейчас. До сих пор заказчики обычно размещали оборудование, арендовали виртуальные серверы и дисковое пространство, используя потом все это по своему усмотрению. Для крупных корпоративных заказчиков такая модель работы не особенно привлекательна, поскольку они привыкли к помощи системных интеграторов, которые адаптируют их ИТ-системы к решению важных для бизнеса задач. Такие организации, включая крупные банки, промышленные и логистические компании, едва ли будут рассчитывать на сервисы только из пакета стандартных облачных предложений: им нужен интегратор, чтобы создать специализированные для их нужд решения.
Что это за проекты, в чем их специфика?
Поясню, не называя конкретных имен. Многие ретейлеры заинтересованы в развитии электронной коммерции. На начальном этапе им бывает довольно трудно оценить потенциал таких начинаний, определить оптимальный масштаб финансовых вложений, соотнести их с возможным спросом. В таких случаях разумно отдать на аутсорсинг инфраструктуру электронной торговой площадки, оставив за собой все, что относится к предметной области, включая прикладную часть и контент. Вот такие проекты появились, например, в нашей практике.
Появляются заказчики, которые хотят не просто использовать стандартные ресурсы ЦОД или облачных решений, а обеспечить отказоустойчивость своей ИТ-системы, создать резервный ЦОД и в дополнение к этому осуществлять балансировку нагрузки, подключить провайдеров услуг связи, обеспечить резервное копирование и вполне определенное время восстановления. Есть и такие запросы, как разделение системы на части, одна из которых является виртуализованной и способной быстро изменяться в зависимости от требований бизнеса, а другая — фиксированной, создаваемой на базе физических серверов, в том числе под управлением Unix. И все это должно размещаться у нас и предоставляться в качестве сервиса. Таким образом, появляется абсолютно новый вид контрактных услуг. Подобные услуги предоставляются без поставок оборудования заказчикам и требуют разработки специальных тарифов. В течение первого полугодия у нас появились три очень крупных заказчика в области ретейла и создания контента для индустрии развлечений, для них реализуются проекты облачной интеграции.
Все это относится к коммерческим ЦОД. А что происходит в области строительства предприятиями собственных центров обработки данных?
Этот сегмент, который всегда формировался отдельными проектами, тоже постепенно развивается. Предприятия, хотя и очень сдержанно, продолжают вкладывать деньги в собственные ЦОД. Для одного банка мы построили центр обработки данных мощностью в 2 МВт, что является весьма заметным событием для финансового сектора. В настоящее время идет проектирование 15-мегаваттного ЦОД для компании в сфере энергетики.
Каким образом смещается спрос от коллокации к инфраструктурным, платформенным и другим облачным сервисам?
За последний год доходы компании «Крок» от коллокации возросли вдвое, а от облачных сервисов всех видов — в пять раз. Тем не менее, несмотря на рост абсолютных показателей, соотношение между коллокацией и другими сервисами меняется незначительно: на коллокацию приходится около 80% поступлений, примерно 10% приносит аренда виртуальных ресурсов, а оставшиеся 10% — аренда выделенных физических систем. Следует отметить, однако, что виртуальных серверов у нас около тысячи, а специализированных под задачи заказчиков выделенных систем — не более сотни. Эта весьма доходная проектная часть будет расти, поскольку в ней заинтересованы крупные организации. Доходы от собственных ЦОД в обороте компании, хотя и растут значительно быстрее других направлений нашего бизнеса, пока не превышают нескольких процентов.
Насколько популярны среди ваших заказчиков частные и публичные облака?
Об облаках говорят многие, но таких проектов мало. Я имею в виду и собственные облака предприятий, и те, что поддерживаются в центрах обработки данных компании «Крок». На наш взгляд, основная причина заключается в том, что чрезвычайно трудно обосновать экономическую эффективность частного облака.
Чем хороши публичные облака? Не сверхпривлекательностью в экономическом отношении. Было бы странно, если бы мы продавали виртуальные серверы, учитывая определенную временную перспективу, намного дешевле физических машин. Когда заказчики идут в публичные облака, они думают не об экономии, а о гибкости, управляемости, скорости предоставления ИТ-ресурсов, возможности использовать гарантии провайдера при формирования соглашений о качестве обслуживания бизнес-приложений, что в собственных ЦОД зачастую сделать намного сложнее. Их привлекает возможность быстро развертывать и оперативно корректировать ИТ-поддержку новых задач. Один из банков, например, отказался от ресурсов нашего публичного облака, поскольку бизнес-проект, для которого его использовали, не оправдал ожиданий. Перестав оплачивать эти ресурсы, банк смог оптимизировать расходы, так как не инвестировал в собственную инфраструктуру для проекта, который оказался неудачным. Но при длительном, превышающем, скажем, лет пять периоде использования публичного облака затраты могут оказаться выше, чем при покупке собственного оборудования и создании своей системы.
В частном облаке все не так. Кроме расходов на оборудование, системное и функциональное прикладное программное обеспечение, нужны дополнительные средства на автоматизацию управления, создание и развитие системы предоставления сервисов. Наряду с этим частное облако, как и любое другое, должно обладать определенной избыточностью ресурсов. Постоянный мониторинг нашего облака свидетельствует о его практически полной загрузке. Около половины облачных ресурсов расходуется непосредственно на коммерческих заказчиков, другая половина используется в пилотных проектах, при разработке заказного ПО и в ряде других задач, то есть предоставляется заказчикам в косвенном виде. Мы способны, таким образом, эффективно загрузить все свои облачные ресурсы, поскольку работаем с сотнями заказчиков. А когда создается частное облако, то заказчик всего один. И либо сразу нужно строить облако с дефицитом ресурсов, либо функциональные преимущества частной облачной инфраструктуры должны перевешивать экономические соображения.