БОРИС НУРАЛИЕВ больше не стесняется аббревиатуры ERP |
«Мы больше не стесняемся аббревиатуры ERP», — провозгласил директор «1С» Борис Нуралиев на конференции «Решения ‘1C’ для корпоративных клиентов», прошедшей в середине июня. В близкой перспективе на смену флагманскому решению «1С: Управление Производственным Предприятием» (УПП), входящему в в систему «1С: Предприятие 8», придет продукт с рабочим названием «1С: Управление Предприятием (ERP) 2.0», ориентированный на крупные компании — до 10 тыс. пользователей. Выпуск бета-версии новинки планируется через месяц, однако участники конференции смогли ознакомиться с некоторыми ее возможностями. «Боевая» же версия системы ожидается в конце года.
ERP разработана при участии экспертного совета, в который вошли не только специалисты ведущих партнеров «1С», но и ИТ-руководители нескольких крупных предприятий. Особое внимание при ее разработке было уделено именно реализации функционала, востребованного крупным бизнесом.
Несмотря на скорую смену флагмана, в настоящее время планов по снятию УПП с продажи и с поддержки нет. В случае принятия такого решения пользователи и партнеры будут предупреждены об этом не менее чем за три года. Но очевидно, что значительного развития УПП уже не получит.
«У нас нет выбора: или мы будем развиваться быстрее рынка, или потеряем конкурентоспособность», — заявил Нуралиев. Появившись в 2004 году в поле зрения аналитиков, отслеживающих рынок систем управления предприятием, компания постоянно наращивает свою долю.
Вероятно, результат мог бы быть еще ярче, но определенную сдерживающую роль играет то, что «1С» традиционно не озвучивает своих долгосрочных планов. Как объясняет Нуралиев, обычно в компании прорабатывается несколько вариантов, а окончательное решение по развитию принимается позже. Конечно, многим клиентам, особенно крупным, важно видеть стратегические планы развития продуктов, в которые осуществляются инвестиции.
Сама по себе платформа «1С:Предприятие» также совершенствуется, в новом релизе — 8.3, как заявляют разработчики, появилось очень много добавлений, полезных для корпоративных клиентов.
В частности, для нее создано два варианта поставки и лицензирования — «обычный» и корпоративного уровня. Большинство новшеств, необходимых крупным заказчикам и провайдерам, предоставляющим доступ к приложениям по модели SaaS, реализовано только в сервере «1С:Предприятия 8.3» корпоративного уровня. Рекомендуемая цена лицензии на этот продукт составляет 180 тыс. руб. (для «обычного» сервера — 72 тыс. руб.). Для использования расширенных возможностей платформы необходимы корпоративные клиентские лицензии, цена которых вдвое выше обычных.
Пожалуй, одной из наиболее ожидаемых возможностей «1С:Предприятия 8.3» стала встроенная мобильная платформа. «Встроенность» является важным преимуществом: благодаря ей разработка осуществляется в той же самой среде и ничем не отличается от создания традиционных приложений.
Еще одним любопытным нюансом можно считать поддержку в интерфейсе новой платформы китайского языка, давшую повод говорить о серьезных планах компании относительно зарубежных рынков.
«Действительно, тут есть над чем подумать, — согласился Нуралиев. — Российский рынок рос слабо, а в Восточной Европе он и вовсе уже несколько лет сокращается. Другое дело — Китай».
Если говорить о рынке облачных решений, то в «1С» не планируют изменять своим принципам. Основой успеха компании является партнерская модель, ее планируется придерживаться и в облачной среде. Облака отнюдь не становятся «убийцей посредников», а модель SaaS является отдаленным аналогом продажи коробочных решений. Разумеется, бизнес франчайзи будет трансформироваться, но внедренческие услуги никуда не денутся.
«На чужой каравай...»
Времена, когда «1С» в сегменте крупных компаний довольствовалась ролью поставщика решений, которым клиенты пользовались до внедрения «тяжелой» ERP, или отдельных модулей, ушли в прошлое. Компания все активнее работает с корпоративным рынком.
Конечно, без демонстрации уже реализованных проектов это сделать было бы проблематично. За несколько лет у «1С» появились «истории успеха» — в «Росатоме», «Трансмашхолдинге», «Уралхиме», «Ленполиграфмаше» и, конечно же, на КАМАЗе.
Несколько лет назад КАМАЗ начал параллельное внедрение решений «1С» и SAP, причем первое планировалось использовать исключительно для автоматизации бухгалтерии. Все остальные процессы, в том числе производственные, должно было включить решение на платформе SAP.
Впрочем, со временем рамки проекта «1С» существенно расширились. За последние два года они охватили управление сбытом, облуживание техники, казначейство, согласование договоров, управление автопарком и систему отчетности. Более того, в Научно-техническом центре КАМАЗа начато внедрение решения «1С: MES», направленного на учет и планирование производства.
«Для нас пока более приоритетен производственный учет, чем планирование. Менеджмент жалуется, что цеха представляют собой ‘черные ящики’», — подчеркнул Рустем Авхадиев, руководитель корпоративных проектов КАМАЗа.
Функционал MES на пилотном предприятии планируется запустить в нынешнем году. В результате тестирования на реальных заказах производственники признали, что решение позволяет сократить время выполнения заказов на 15%. По-видимому, если «1С: MES» покажет свою эффективность, оно может быть развернуто вместо решений SAP.
В ходе работ решения «1С» неожиданно приобрели мощную поддержку в лице главного бухгалтера Андрея Максимова, который сначала был настроен в пользу SAP. Однако, после того как в 2012 году система бухгалтерского и налогового учета была запущена в промышленную эксплуатацию на предприятиях технологической цепочки, его позиция изменилась. Число бухгалтеров сократилось с 830 до 480 человек, срок сдачи отчетности — вдвое. При этом нагрузка на сотрудников значительно снизилась.
Особо Авхадиев отметил системы казначейства и управления сбытом. С помощью первой удалось полностью исключить злоупотребления и махинации. Были выработаны единые правила, и система жестко следит за их соблюдением.
Система управления сбытом, которой около года, охватывает весь процесс реализации: от предконтрактной работы до расчетов бонусов дилерам. Она функционирует в связке с системами заводов по выпуску и доработке продукции. Решение является облачным, и дилеры тоже работают в нем, хотя и не в восторге от того, что им приходится открывать свои данные производителю.
В феврале КАМАЗ и «1С» подписали генеральное соглашение о сотрудничестве. В его рамках они начали взаимодействие в целях сокращения затрат и технологических рисков при внедрении систем, а также обмен опытом и проектными решениями. Третья составляющая соглашения наиболее показательна: подготовка на базе «1С: MES» типового решения для тиражирования по производственным подразделениям КАМАЗа.