АНАТОЛИЙ БЕЛАЙЧУК: «Общая ситуация в области BPM в России не сильно отличается от ситуации в мире — говорю это со всей ответственностью» |
Отечественные специалисты и эксперты в области управления процессами заявили о создании ассоциации BPM-профессионалов. Она уже зарегистрирована как российское отделение в составе аналогичной международной ассоциации Association of Business Process Management Professionals (ABPMP) International. Новая структура намерена сконцентрироваться на пропаганде идей процессного управления и в широких кругах предпринимателей и менеджеров, а также на сборе, анализе и распространении передового опыта в области управления процессами. В будущем ассоциация рассчитывает добиться признания этой дисциплины как профессии на государственном уровне и в обществе.
«Проблема в том, что очень многие представители бизнеса либо вообще не слышали о BPM, либо слышали такое, что лучше бы не слышали вовсе, — заявил Анатолий Белайчук, президент Ассоциации BPM-профессионалов (он также возглавляет компанию «Бизнес-Консоль»). — В какой-то момент мы поняли, что, во-первых, надо копать глубже — пока BPM не представлен в бизнес-образовании, ничего серьезного не будет. Во-вторых, необходимо сформировать единый взгляд на BPM, потому что пока о процессах рассказывают специалисты, принадлежащие к разным «сектам», толку опять-таки, не будет: для кого-то BPM — это реинжиниринг, для кого-то — регламентация для ISO, для кого-то еще и автоматизация средствами ERP. В такой ситуации потенциальные заказчики, скорее всего, предпочтут выжидать, пока профессионалы не договорятся между собой. Ну и, в-третьих, идея создания ассоциации вызрела — как только я начал обсуждать ее с коллегами, сразу получил мощный заряд поддержки, это все и решило».
Впрочем, по мнению Белайчука, общая ситуация в области BPM в России не сильно отличается от ситуации в мире — такое мнение у него сложилось после недавнего посещения конференции bpmNEXT. Заметный рост корпоративного интереса к BPM в мире наблюдается с осени 2011 года, при этом проекты, охватывающие один бизнес-процесс или одно подразделение, проходят успешно, но переход на уровень организации и стратегический уровень дается с большим трудом. В России происходит примерно то же самое, отставание если и есть, то незначительное.
Как считает Илья Томорадзе, вице-президент ассоциации BPM по обучению и сертификации, доцент кафедры общего и стратегического менеджмента факультета менеджмента НИУ ВШЭ, одна из главных проблем BPM состоит в том, что высокопоставленные менеджеры и владельцы бизнеса не понимают, что такое управление процессами.
«Надо заинтересовать собственников идеями BPM, надо привлекать к ней менеджеров и владельцев, — отметил Томорадзе. — Сейчас идеей BPM интересуются в основном ИТ-специалисты и узкий круг продвинутых менеджеров. В результате профессионалы в области BPM есть, но профессии-то нет, специалисты по процессам не востребованы на рынке труда. Попробуйте прийти в отдел кадров какого-нибудь предприятия и заявить, что вы — менеджер по процессам. Скорее всего, кадровики не поймут, какими такими процессами вы умеете управлять, да и вообще нужно ли ими управлять».
Ассоциация планирует проводить различные мероприятия, посвященные BPM, как в Москве, так и в регионах, в том числе семинары по различным темам управления бизнес-процессами и мастер-классы, посвященные анализу отдельных BPM-проектов в организациях. Очень важным направлением деятельности станет разработка глоссария по управлению бизнес-процессами и перевод на русский язык свода знаний Common Body of Knowledge (BPM CBOK), подготовленного ABPMP International; в нем сконцентрирован передовой опыт в области BPM, на основе этого сборника проводится проверка знаний и сертификация специалистов по управлению бизнес-процессами.
В настоящее время ассоциация BPM-профессионалов проходит регистрацию в качестве некоммерческого партнерства. Предполагается, что членство в ассоциации будет персональным, причем при приеме в нее кандидатов будут проверять, чтобы убедиться, что они и в самом деле профессионалы в области BPM. Юридические лица приглашаются к сотрудничеству в качестве партнеров (от них ожидаются различные скидки и вакансии для специалистов) и спонсоров.