РЫНОК ОБЛАЧНЫХ СЕРВИСОВ В РОССИИ, по данным IDC, будет ежегодно возрастать в полтора раза, намного опережая темы роста всего рынка ИТ-услуг, и к концу 2016 года его объем превысит 460 млн долл. |
Облачное хранение данных завоевало признание на потребительском уровне. Число доступных индивидуальным пользователям сервисов, таких как Google Drive, Box, SugarSync, Dropbox, Apple iCloud и ряд других, довольно велико. К ним прибегают также сотрудники небольших компаний, когда их устраивают предлагаемые сервис-провайдерами опции. Наряду с этим распространение облачных технологий делает облачное хранение данных компонентом ИТ-сред крупных предприятий, которые создают собственные облака, содержащие системы хранения, и формируют гибридные облачные структуры. Публичные сервисы хранения, предлагаемые многими провайдерами сервисов, привлекают также внимание малого и среднего бизнеса.
Согласно результатам исследования IDC, в котором изучалось состояние мирового рынка корпоративного хранения данных, усредненный ежегодный рост расходов предприятий на хранение данных в частных облаках приблизится к 30% в период с 2010-го по 2015 год, а затраты провайдеров услуг на организацию хранения в общедоступных средах будут увеличиваться в среднем почти на 24% в год.
Рынок облачных сервисов в России, по данным IDC, будет ежегодно возрастать в полтора раза, намного опережая темпы роста всего рынка ИТ-услуг, и к концу 2016 года его объем превысит 460 млн долл. Результаты опроса, проведенного компанией Parallels, свидетельствуют о значительном повышении спроса на облачные сервисы в российском сегменте SMB. Треть респондентов намерены в течение ближайших трех лет перейти к облачному серверному резервному копированию.
Редакция еженедельника Computerworld Россия обратилась к ведущим производителям систем хранения и отечественным провайдерам облачных сервисов, чтобы обсудить такие вопросы, как востребованность в нашей стране облачного хранения крупными, средними и малыми предприятиями, готовность этих организаций использовать подобные сервисы, необходимость для этого инфраструктурных и организационных изменений, формирование требований и критериев при выборе провайдера услуг.
Кому и зачем это нужно
«Облачное хранение наиболее востребовано сегодня крупными организациями, которые вплотную столкнулись с лавинообразным ростом данных, заинтересованы в эффективном использовании ресурсов хранения и в средствах оперативного и разностороннего анализа больших объемов информации, — считает Александр Яковлев, менеджер по маркетингу систем хранения представительства Fujitsu Technology Solutions. — Такие организации получают возможность оперативно адаптировать возможности корпоративных ИТ-систем к требованиям бизнеса и рыночной конъюнктуры».
В Fujitsu полагают, что резервное копирование из облака с использованием не только дисковых массивов, но и масштабируемых виртуальных ленточных библиотек предоставляет возможность динамично изменять процедуры копирования, формировать на носителях различных типов необходимое количество локальных и удаленных резервных копий, обеспечивает гарантированное время резервного копирования и восстановления, а также соответствие требованиям катастрофоустойчивости и соглашений о качестве уровня обслуживания.
Руслан Заединов, заместитель генерального директора, руководитель направления ЦОД и облачных вычислений компании «Крок», подчеркивает, что в долгосрочной перспективе использование облаков для хранения данных может оказаться дороже, чем создание собственной инфраструктуры. «Но облачные сервисы ценят не за дешевизну, а за удобство: не нужно строить свою систему, ресурсы можно просто арендовать. Облако позволяет наращивать по мере необходимости потребление ИТ-ресурсов и быстро развертывать новые сервисы, значительно снижает капитальные затраты. Такая модель характерна для аутсорсинга, когда затраты на ИТ превращаются из капитальных в операционные и повышается спрос на услуги коммерческих центров обработки данных», — отмечает он.
Ирина Гришанова, директор по массовым сервисам и продуктам компании «Сервионика», к основным преимуществам облачной инфраструктуры относит скорость реагирования на изменение требований бизнеса: «Заказчик может в кратчайшие сроки ‘пощупать’ систему: протестировать ее надежность, оценить функциональность, выбрать и развернуть наиболее подходящую конфигурацию. Это очень важно с учетом условий, в которых сегодня живут все компании».
«Рынок облачных сервисов в России еще очень молод. Часто, говоря об облачном хранении данных, подразумевают гораздо более широкий спектр услуг, охватывающий всю ИТ-инфраструктуру — виртуальные вычислительные мощности, поддерживаемые ими системы обработки данных, сами данные, а также объединяющие все это виртуальные сети. Поэтому, как мне кажется, следует рассматривать проблему облачного хранения именно в таком более широком плане», — полагает Гришанова. Она отмечает формирующуюся тенденцию — создание гибридных облаков: «На сегодняшний день речь идет о создании резервной инфраструктуры, включающей хранение данных, о вынесении за пределы предприятий сред разработок и тестирования, о коммуникационных системах. По этому пути пошли уже многие телевизионные, страховые, финансовые компании».
Сомнения заказчиков
Тем не менее опыт «Крока» свидетельствует о том, что многие не спешат в облака. Хотя, как отмечают в Fujitsu, в течение последнего года ситуация начала меняться, и сегодня некоторые организации уже готовы вывести за свои пределы часть процедур резервного копирования.
Для многих по-прежнему основная проблема заключается в обеспечении информационной безопасности. Сегодня в России отсутствуют какие-либо стандарты безопасности для облачных сервисов. Прежде чем появятся отработанные методики и надежные технические средства, гарантирующие заказчику тот или иной уровень конфиденциальности в облаках, пройдет еще год-два. Именно поэтому, поясняет Заединов, бизнес пока не перемещает основные активы в облака и пользуется только теми сервисами, по которым удается достичь компромисса о конфиденциальности данных.
Антон Жбанков, руководитель направления облачных инфраструктур EMC в России и СНГ, также отмечает неготовность российских заказчиков отдавать свои данные «на сторону» в облако из-за отсутствия уверенности в полной безопасности. В таких организациях предпочитают перестраховаться. «Гибридные модели организации доступа к корпоративным данным с использованием мобильных устройств пользователей, когда информационные активы размещаются в центре обработки данных предприятия, а управление доступом осуществляется из облака поставщика услуг, в нашей стране практически не применяются, так как заказчики хотят все это иметь в собственном распоряжении», — поясняет он.
Российским заказчикам также зачастую более удобен вариант, когда аутсорсер находится в «шаговой доступности». Некоторые компании, к примеру арендуя стойки в ЦОД «ТрастИнфо» компании «Сервионика», требуют выделения рабочих мест для своих сотрудников, которые будут контролировать работу оборудования.
Для зарубежных компаний такой подход менее типичен, там накоплено больше опыта в формировании соглашений о качестве обслуживания, в реализации сервисных проектов, применении отраслевых требований и стандартов, в том числе по безопасности и защите информации. В условиях глобальной экономики лучшие практики постепенно становятся доступны и в России, их можно использовать и адаптировать для своих нужд при работе с сервис-провайдерами, полагают в компании «Сервионика».
«Желание сохранять информацию в собственной ИТ-инфраструктуре и не выводить ее за пределы предприятия часто является следствием отсутствия классификации данных, невозможности или неумения оценить их стоимость и степень конфиденциальности. Для понимания того, какие данные можно выложить в облако, а какие нет, следует их в первую очередь классифицировать, построить модель рисков, возникающих при потерях информации, а также определить возможность регулярного создания резервных копий из облака в своей инфраструктуре», — отметил Жбанков.
Что и как следует менять
«При внедрении облачной модели хранения нужны изменения в ИТ-системах и бизнес-процессах крупных организаций. Но, если рассматривать набирающую популярность технологию облачного резервного копирования, такие изменения достаточно выполнить один раз, чтобы добавление впоследствии дисковых массивов или смена типа лент не оказывали влияния на работу пользователей и бизнес-приложений», — полагает Яковлев.
Изменения необходимы и с точки зрения информационной безопасности. Как пояснил Жбанков, при размывании границ периметра сети требуется трансформировать модель ИТ-защиты, которая теперь должна строиться не на основе безопасности периметра, а на сохранности данных с учетом их ценности и рисков потери.
Однако внедрению технологических решений должны предшествовать решения идеологические, основанные на желании повысить эффективность использования ИТ-ресурсов предприятий и сконцентрировать усилия сотрудников ИТ-служб на необходимых для бизнеса задачах.
Для внедрения внешнего облачного хранения руководству организаций нужно изменить отношение к аутсорсингу, решить проблему недоверия. Независимо от сферы деятельности, многие компании до сих пор руководствуются убеждением, что могут сами сделать любую работу лучше, чем кто-либо другой. «Необходимо понимать, что в данном случае ‘лучше’ — это не самый подходящий критерий. Критерием оценки деятельности по облачному хранению данных является соглашение о качестве обслуживания, на основе которого следует рассматривать предложения сервис-провайдера», — считает Заединов.
Некоторые компании не только осознали необходимость таких изменений, но и активно пользуются облачными решениями. «Крок», например, реализовал проект для «М.Видео», где теперь для предоставления по запросу документа из архива уходит не пара месяцев, как это было раньше, а несколько минут.
Дмитрий Фомичев, старший инженер-проектировщик вычислительных комплексов компании «Инфосистемы Джет», убежден: поскольку переход к облачным вычислениям, включая хранение данных, основан на сервисной модели предоставления и оплаты внешних ИТ-ресурсов, это должно быть определенным образом учтено в бизнес-процессах потребителей услуг, в частности во взаиморасчетах подразделений внутри компаний.
Что могут SMB
Изменения в ИТ-системах и бизнес-процессах важны в первую очередь в секторе SMB, так как в нашей стране имеется множество небольших организаций с огромным потенциалом потребления информационных технологий. «Однако руководители таких компаний не видят прямой связи между правильно выстроенными ИТ-процессами и оптимизацией затрат, воспринимают ИТ-департаменты наравне с административно-хозяйственными службами. Для SMB важна прикладная ценность облачных сервисов. Например, не просто облачное хранение, а комплекс услуг по управлению архивом электронных копий бумажных документов», — отметил Заединов.
«Чем больше будет предлагаться сервисов с понятным интерфейсом, ценообразованием и доступными тарифами, тем активнее эти решения будут осваиваться клиентами и соответственно развиваться и совершенствоваться», — соглашается с ним Гришанова.
Использование облачных сервисов позволяет небольшим и средним компаниям получить доступ к такому уровню инфраструктурных решений, который эти организации не могут создать собственными силами из-за их высокой стоимости и сложности.
Владимир Слизов, руководитель группы продвижения систем хранения данных московского офиса IBM, уверен в том, что многие предприятия малого и среднего бизнеса могут вообще отказаться от собственной ИТ-инфраструктуры и ориентироваться на внешние облачные ресурсы. Такой подход позволит серьезно сократить расходы на ИТ, повысить гибкость и конкурентоспособность бизнеса.
Что же касается облачного хранения, то, как считают в EMC, такая модель обладает значительным преимуществом для SMB, поскольку обеспечивает защиту от физической утраты данных, в том числе из-за проблем, связанных с отсутствием квалифицированных кадров и бюджетов на организацию хранения и резервного копирования. Возможность размещать данные в облаке защищает небольшие компании от их полной потери при выходе из строя серверов или их утрате в результате возникновения различных нештатных ситуаций в офисах, включая кражу или пожар.
В то же время представители сектора SMB находятся в более выигрышном положении, чем крупные компании, при решении вопроса об использовании облачных сервисов, так как у малых предприятий, как правило, нет сложной многоуровневой инфраструктуры, перенос которой в облако может быть связан со значительными изменениями и реорганизацией процессов. Многие из таких компаний используют виртуальный хостинг для размещения своих сайтов, что, по сути, является элементом создания их виртуальной инфраструктуры.
«На примере распространения услуг виртуального хостинга можно утверждать, что построение собственной виртуальной инфраструктуры с использованием ресурсов сервис-провайдеров уже в ближайшие годы станет таким же привычным делом, как и размещение сайтов. SMB-компании уже составляют более половины пользователей облачных решений, и мы считаем, что с каждым годом для них будет выполняться все больше проектов», — подчеркнула Гришанова.
Как выбрать провайдера
Облачное хранение позволяет повысить эффективность бизнес-процессов, степень мобильности сотрудников, предоставляет им возможность работать вне офиса и получать доступ к данным из мобильных устройств, упрощая принятие бизнес-решений.
Каким же образом следует выбирать провайдера и на что стоит обращать внимание? Все респонденты сходятся во мнении, что нужно учитывать опыт провайдера, его партнерские отношения с ведущими производителями программных и аппаратных продуктов, наличие сертифицированных специалистов, успешность разработки и продвижения на рынок собственных облачных сервисов.
Самым простым и убедительным способом проверки предлагаемого решения является его полноценное нагрузочное тестирование, считают в Fujitsu. «Крок», например, обеспечивает демонстрационный доступ в облако, позволяющий оценить достоинства и недостатки облачной модели для решения конкретной задачи. В этой компании рекомендуют также учитывать, как организовано взаимодействие сетей операторов связи, обслуживающих заказчика и провайдера услуг, и принимать во внимание влияние расположения узла обмена трафиком между ними на задержку передачи данных.
В EMC советуют оценить возможность возвращения из облака собственных данных в случае неудовлетворенности предоставляемыми сервисами, поскольку иногда приходится сталкивать с ситуацией, когда провайдеры теряют и данные, и резервные копии.
Специалисты компании «Сервионика» отмечают важность автоматизации процессов технической поддержки, наличия контактного центра, обеспечение сроков и качества анализа и обработки запросов, то есть всего того, что может предложить компания, располагающая значительными людскими и техническими ресурсами.
«Главное — начать доверять провайдерам облачных сервисов. Следует понять, что если средства информационной безопасности целенаправленно разработаны профессиональной компанией, то, скорее всего, они будут защищать данные не хуже, чем те решения, которые сложились у заказчиков во многих случаях стихийно и под влиянием разнородных факторов», — резюмирует Руслан Заединов, заместитель генерального директора, руководитель направления ЦОД и облачных вычислений компании «Крок».