ХОРОШАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ общего впечатления от выставки: человек в шутовском наряде сооружает непонятно что из подручных средств |
Уже добрых три десятилетия в отчетах об ИТ-выставках принято предрекать им скорую гибель. Причины таковой назывались самые разные. В 80-х годах журнал Microcomputing писал, что выставки становятся бессмысленными, потому что на них показывают компьютеры, изготовленные фабричным способом, а не сделанные собственными руками. Уже в наши дни причиной смерти принято было называть Интернет, где все анонсы можно сделать без необходимости куда-то ехать и строить стенд. Тем не менее выставки продолжают существовать, и даже год от года собирают все больше участников. А вот классическая компьютерная индустрия, какой мы знали ее с 80-х, умерла. И Computex 2013 показала это в полной мере.
Не секрет, что большая часть новшеств в компьютерной технике была направлена на то, чтобы заставить покупателя приобрести новый продукт до того, как старый полностью исчерпает рабочий ресурс. Многие годы, пока экстенсивное развитие (частоты, диагонали, разрешения, объемы и т. д.) лежало в основе компьютерной индустрии, механизм работал без серьезных сбоев. Но случилось неожиданное: пользователю стало вполне хватать того, что он уже имеет.
Последний всплеск случился в 2012 году, перед выходом Windows 8. Тогда многим казалось, что идея добавить сенсорный интерфейс в классические компьютерные системы может «выстрелить» и заставить индивидуальных пользователей и корпорации заняться обновлением технического парка. Этого не произошло. Windows 8 оказалась недостаточно удобной для тех, кто хотел бы управлять компьютером кончиками пальцев, и слишком непривычной для сторонников традиционной модели. Вдобавок она получилась еще менее требовательной к аппаратным ресурсам, чем предыдущая версия.
Покупатели отреагировали на Windows 8 равнодушно и массово менять технику не стали. Поэтому основной удар пришелся по производителям компонентов, вынужденных ради выживания заниматься совсем уж несвойственными им делами.
Производители видеокарт показывают на Computex 2013 якобы новое поколение устройств, которые на деле оказываются лишь слегка разогнанной версией старого. При этом сами производители понимают, что «новинки» продаваться толком не будут, и ищут способы заработать на чем-то другом. Например, Sapphire на Computex делала основной акцент на системах для создания видеостен из нескольких экранов, а для китайского рынка закупила у ОЕМ-производителей пять моделей недорогих планшетных ПК. Известный производитель корпусов и систем охлаждения Zalman отдал основную часть стенда колонкам и игровым манипуляторам, тогда как кулеров удалось насчитать всего три модели. Производитель памяти Kingmax представил широкую линейку внешних аккумуляторов для мобильных устройств. Под брендом Gigabyte также выходят батарейки и колонки для смартфонов.
Казалось бы, что плохого в расширении ассортимента? А то, что многолетний и уникальный опыт компаний при этом, как правило, не используется. «Новые товары» не разрабатываются собственными силами, а закупаются у OEM-производителей. Причем без обеспечения эксклюзивности дизайна. В результате бренды сталкиваются с полными аналогами «своих» продуктов, уже давно присутствующими в канале. И на поверку «волшебная палочка» может оказаться камнем на шее.
В частных беседах менеджеры компаний соглашаются с тем, что классическая модель развития исчерпана, а альтернативы ей пока нет. Поэтому каких-то сенсаций и революций на компьютерном рынке в обозримом будущем ждать не приходится. Традиционных игроков ждут непростые времена, а их новые продукты будут отличаться от старых весьма незначительно.
Что же касается компьютерных выставок, то они окончательно превратятся в повод и место для встреч участников рынка. И в таком виде, похоже, переживут еще не одну модель развития индустрии.