Российский рынок MPS/MDS динамично растет
РОССИЙСКИЙ РЫНОК MPS/MDS динамично растет
Источник: Xerox

Российский рынок услуг по комплексному управлению печатью (Managed Print Services, MPS) продолжает довольно динамично расти. В 2010 году он, по оценке аналитической компании IDC, составил 42 млн долл., в 2011-м — 49,5 млн, в 2012-м достиг 60 млн. «Это очень немного по сравнению с общим объемом поставок на российский рынок периферийных устройств, достигшим в прошлом году 1 млрд долл.», — отметил Константин Макаренков, ведущий аналитик IDC. Однако рынок периферии, как и многие другие, стагнирует, а вот рынок услуг печати в 2013 году вырастет, как полагают в IDC, еще на 20%. Для сравнения, мировой рынок MPS в 2012 году составил 11,8 млрд долл., что на 9,2% больше, чем в 2011-м.

Несмотря на относительно быстрые темпы роста, по мнению Макаренкова, «российский рынок находится скорее в состоянии ожидания, нежели активного развития». И хотя число пилотных проектов быстро растет, отставание от западного рынка все еще очень значительно.

Представители вендоров, опрошенные Computerworld Россия, в целом согласны с тем, что рынок хотя и растет достаточно быстро, но революционных изменений на нем не происходит. «Российский рынок MPS/MDS развивается, интерес к подобным услугам со стороны заказчиков растет, но здесь мы говорим скорее об эволюционном, то есть долговременном поступательном процессе», — говорит Юлия Козырева, руководитель отдела маркетинга российского офиса компании Ricoh. Тем не менее отношение заказчиков меняется, считает Евгений Моржевилов, руководитель консалтинга Canon в России. «По нашим оценкам, сегодня в сегменте крупного бизнеса на услуги аутсорсинга приходится не более 6-7% всех расходов на офисную печать (суммарная стоимость запчастей, расходных материалов, обслуживания). В сегменте среднего и малого бизнеса этот показатель еще меньше», — говорит Валерий Кузьмич, руководитель отдела маркетинга и стратегических программ департамента аутсорсинга документоемких процессов Xerox Россия.

Макаренков разбивает причины, по которым российские клиенты не торопятся прибегнуть к внешним услугам, на две категории. Первая — «фундаментальные», связанные с мировоззрением руководителей разных уровней, неподготовленностью бизнес-процессов к внедрению аутсорсинга, их «непрозрачностью». Причем это касается не только малого и среднего, но и крупного бизнеса. «Введение аутсорсинга печати имеет одной из своих целей точно определить, кто, что и на чем печатает в компании, — говорит Макаренков, — а это как раз далеко не всегда требуется заказчикам по различным соображениям».

Вторая — «прикладные». Часто провайдерами услуг выступают вендоры, которые утверждают, что хотя их системы управления печатью и дают определенный контроль над устройствами разных производителей, но полный контроль может быть обеспечен только в случае, если используется их собственная продукция. А далеко не все потенциальные клиенты готовы унифицировать применяемую у них технику. Еще один немаловажный сдерживающий фактор, по словам Макаренкова, — приверженность к использованию перезаправленных, восстановленных или совместимых расходных материалов. А практически все серьезные провайдеры MPS-услуг работают только на оригинальной «расходке».

Представители вендоров склонны в большей степени винить организационно-человеческие факторы на стороне заказчика.

«У ИТ-директоров всегда найдется целый ряд задач, которые в списке приоритетов стоят выше, чем проблемы организации офисной печати», — считает Кузьмич. Изменить положение может только рост счетов «за печать». Кроме того, многие руководители по-прежнему считают, что «чужие» никогда не сделают лучше, чем «свои».

Моржевилов видит проблему в том, что в российских компаниях зачастую отсутствует четкая ИТ-стратегия, нет понятия об уровне обслуживания. Нет и понимания специфики долгосрочных контрактов и специфики MPS. «Препятствием может стать существующая практика закупки услуг и выделения бюджетов, — отметил он. — Заказчики, привыкшие работать с «покопийными контрактами», часто требуют отражать стоимость услуги в стоимости отпечатка, что противоречит сути MPS-контракта, который направлен на совершенствование процесса печати и его качества».

Козырева указывает также и на то, что ИТ-специалисты в некоторых компаниях воспринимают MDS как угрозу своим рабочим местам и, как следствие, могут изнутри препятствовать реализации проекта.

Как полагает Макаренков, популярность MPS/MDS будет расти, прежде всего, по мере роста общей культуры ведения бизнеса.

Сейчас практически все заказчики услуг по управлению печатью и документооборотом — это крупные компании с большими объемами печати, представители финансового сектора, розницы, страхования, телекома. Впрочем, как отмечает Козырева, в прошлом году начал проявляться интерес также у госструктур. И, полагает она, через несколько лет эти услуги станут востребованы у заказчиков из сегмента среднего бизнеса.

Вопрос терминологии

Кроме термина MPS некоторыми производителями и провайдерами услуг употребляется также MDS (Managed Document Services). В терминологии IDC под MPS подразумевается одногодичный или многолетний контракт клиента с независимым провайдером на аутсорсинг управления парком печатающих устройств различного типа. Такой контракт должен включать в себя оценку среды печати и обработки изображений у клиента, ее масштабирование при необходимости, проактивное управление и последовательную оптимизацию. А MDS — это объединение оборудования, ПО и сервисов в единое решение, предназначенное для управления документооборотом клиента через построение концепции системы, практическое создание ее, оперативное управление, архивацию и уничтожение ненужных документов. Система должна включать в себя управление документооборотом (и в жесткой копии, и в цифровом формате); управление оборудованием и контроль за его состоянием; управление выводом документов.

Тем не менее, как признал Евгений Моржевилов, руководитель консалтинга Canon в России, на рынке нет единого представления о том, что должно вкладываться в понятие MPS. «Подходы могут различаться от определения MPS как простого инструмента сокращения затрат до его восприятия как средства комплексной оптимизации бизнес-процессов», — говорит он. У самой Canon оплата MPS-контрактов состоит из фиксированной и переменной части платежей. В первую всегда входит консалтинг — услуги по совершенствованию процесса печати в компании. Переменная же часть зависит от реальных объемов печати — она включает в себя затраты на расходные материалы, текущее сервисное обслуживание, разовые услуги. В этом, считает Моржевилов, заключается принципиальное отличие услуг MPS от так называемых «покопийных» контрактов.

«Конек» Ricoh — как раз управление документооборотом. Соответственно, как говорит Юлия Козырева, руководитель отдела маркетинга российского офиса компании, главным этапом работы, с которого начинается любой MDS-проект, является аудит. В его ходе исследуются бизнес-процессы, связанные с производством и перемещением документов у заказчика, на основании чего делается предложение по оптимизации этих процессов разными способами — от замены техники и внедрения программных решений для оцифровки документов до перехода на аутсорсинг.

В Xerox термин MPS используют в тех случаях, когда речь идет об услугах управления офисной печатной инфраструктурой. «Услуги по управление документооборотом могут дополнять предложение MPS. Некоторые вендоры называют это направление в своем бизнесе MDS» — отметил Валерий Кузьмич, руководитель отдела маркетинга и стратегических программ департамента аутсорсинга документоемких процессов Xerox Россия. В самой Xerox, по его словам, предпочитают конкретизировать название услуг, чтобы подчеркнуть их разный формат и разное содержание.