В начале мая аналитическая компания Quocirca представила свое видение мирового рынка услуг комплексного управления печатью (Managed Print Services, MPS) и путей его развития. Главное, что отметили исследователи, — на новом витке своего развития управление печатью может оказать существенное влияние на бизнес клиентов в целом. Последние уже не будут довольствоваться снижением расходов на печать, а станут ожидать от поставщиков услуг новых технологий, внедрения у них лучших отраслевых практик, «подгонки» решений под их конкретные требования.
При этом рынку есть куда расти — пока только 20% компаний уже внедрили MPS и 44% собираются сделать это в ближайшие пару лет. Так что к 2015 году сделают свой выбор только половина потенциальных потребителей.
Пока же в наибольшей степени заинтересованы в услугах MPS крупные компании. Опрос среди доверивших свои системы печати внешним подрядчикам показал, что из крупных организаций с числом работников более 10 тыс. 76% пользуются услугами MPS-провайдеров более трех лет. Из «средних» компаний со штатом 5-10 тыс. сотрудников таких лишь 67%, а в «малых», где работает 1-5 тыс., — 41%.
Все лидеры рынка MPS (Xerox, Hewlett-Packard, Ricoh, Canon и Lexmark) и их ближайшие преследователи (Konica Minolta и Kyocera), как считают в Quocirca, имеют свои сильные стороны. Так, Xerox, по мнению исследователей, лидирует по широте предложения, HP — по «глубине», в частности ее услуга ePrint названа уникальной. Ricoh удостоилась похвалы за стремление предложить услуги управления документооборотом (а не только печатью), у Canon отмечены сильные технологии, у Lexmark — портфолио индустриальных решений. Konica Minolta имеет сильные позиции на рынке малых предприятий, Kyocera через свой канал небезуспешно продвигает услуги по управлению документооборотом.
Несмотря на популярность утверждения «планшет заменяет бумагу», спрос на решения, предоставляющие возможность печати с мобильных устройств, неуклонно растет (особенно в связи с распространением концепции BYOD, подразумевающей, что сотрудник будет работать с собственного устройства, а ИТ-службы обеспечат для этого все условия). По данным Quocirca, 20% организаций уже включили сответствующие пункты в договоры об оказании услуг управления печатью, а еще 44% планируют это сделать. В ответ на рост спроса ряд провайдеров услуг создали облачные сервисы, которые позволяют осуществлять печать с любых платформ, в том числе — мобильных. Лидируют во внедрении такого рода решений крупные компании — 27% уже имеют соответствующие решения и 15% ищут подходящее. У средних компаний эти показатели 21 и 8%, у малых — 13 и 15%.
При этом, естественно, растет роль средств обеспечения безопасности — твердые копии по-прежнему остаются одним из основных каналов утечки информации разной степени секретности (см. «Собрать бумаги б все...», Computerworld Россия», № 10, 2011). Как полагают в Quocirca, пункты об обеспечении информационной безопасности в процессе печати станут непременными составляющими контрактов. Помимо прочего, такого рода контроль над процессами печати позволит сэкономить на бумаге и тонере. Лидируют средние компании, 74% которых внесли пункт о защите информации в MPS-контракты. «Крупные» клиенты, возможно, не столь осмотрительны (66%), а может быть, у них и самих есть кому заняться проблемами безопасности. «Малые» клиенты столько внимания безопасности не уделяют — лишь 42% выдвинули провайдеру соответствующие требования.
Не обошли в Quocirca и тему Больших Данных. Для того чтобы Большие Данные не вылились в «Большую Бумагу», необходима интеграция бумажного и электронного документооборота, ключевым элементом которой является оцифровка бумажной информации.