Российский офис Deloitte Touche Tohmatsu представил отчет «Высокие технологии, телекоммуникации, развлечения и СМИ. Прогноз развития в 2013 году», выводы которого основываются как на собственных исследованиях Deloitte, так и на результатах, полученных другими компаниями в ходе исследований и измерений последних лет.
Эпоха «ПК плюс что-то еще»
«Обычные» персональные компьютеры (к ним причислены ноутбуки) не сдадут свои позиции, считают аналитики. Несмотря на то что продажи планшетов и смартфонов с 2010 года по 2012-й увеличились с 350 млн штук до 1 млрд и уже существенно превысили продажи ПК (которые все эти годы колеблются в районе 350 млн), а также несмотря на то, что в нынешнем году количество планшетов (250 млн) и смартфонов, «используемых для передачи данных на регулярной основе», превысит количество ПК (1,4 млрд), около 80% интернет-трафика в конце 2011 года по-прежнему приходилось на стационарные (или относительно стационарные) устройства. В такой продвинутой в плане технологий стране, как США, эта доля была еще больше — 91,8% (доля смартфонов — 5,2%, планшетов — 2,5%, еще 0,5% трафика порождали «другие устройства»). Даже у самой мобильной страны, Сингапура, мобильный трафик составляет 11,5%.
Причина преобладания трафика, связанного с ПК, ясна — сколько-нибудь содержательная работа по созданию контента на планшете и тем более на смартфоне крайне трудна, хотя бы из-за размера экрана и клавиатуры. Некую условную границу в Deloitte проводят на сообщении в 500 слов. Свою роль играют и технические характеристики — большие мощность процессора, емкость оперативной памяти и накопителя у ПК, возможность их модернизации.
Комментируя результаты, в Deloitte обратили внимание на то, что из нынешних 2 млрд человек, имеющих доступ в Интернет, большая часть проживает в достаточно развитых странах и может себе позволить иметь и ПК, и смартфон, и планшет. «Следующий миллиард» — из развивающихся стран — в силу меньшего достатка ограничится одним-двумя устройствами. Обычно считается, что это будут молодые люди, однако есть и иные данные: согласно одному из исследований, учитывавшихся Deloitte, возрастное распределение предпочтений более сложное, и популярность плашетов растет практически линейно с возрастом респондентов.
Конечно, мобильный трафик будет расти, однако и к концу 2013 года, считают в Deloitte, он не превысит 15%. Это надо учитывать при выделении ресурсов на создание мобильных версий сайтов.
В корпоративном секторе у планшетов все тоже не так гладко, как предсказывала сама Deloitte в 2011 году. Тогда предполагалось появление к нынешнему времени 30 млн «корпоративных» устройств, на деле их 10-15 млн, причем заменили они в немалой степени не ПК, а бумагу как средство создания каких-либо заметок и ввода данных «на ходу».
Так что эпохи post-PC в обозримое время не предвидится, вместо этого имеет смысл говорить об эпохе PC plus — ПК плюс еще что-то. И основная битва разгорится за право этим «чем-то» быть.
Что куда нести?
Одной из причин того, что мобильные устройства не стали заметной частью корпоративного ИТ-ландшафта, можно считать проблемы с внедрением на предприятиях концепции BYOC (Bring You Own Computer).
В варианте BYOD (Bring You Own Device) сотрудник приобретал себе мобильное устройство (ноутбук, планшет, смартфон), которое работодатель разрешал подключать в корпоративной сети и компенсировал часть затрат на приобретение и услуги связи. Однако эта модель столкнулась с финансово-учетными сложностями (компенсация могла рассматриваться как вознаграждение сотруднику), увеличивающими стоимость устройства для компании. Кроме того, необходимость поддержки разномастных устройств вызывала потребность в технической поддержке от сторонних провайдеров, что также повышало реальную стоимость BYOD и конфликтовало с корпоративными правилами в области безопасности. Выяснилось также, что многих сотрудников попросту не устраивала производительность имеющихся ПК, но при замене их на более мощные они готовы отказаться от новомодных гаджетов в пользу быстрых процессоров и больших экранов.
Эта версия BYOC особых перспектив, как полагают в Deloitte, не имеет.
Более перспективной в компании считают другой вариант — когда фактически «приносят» не устройство на работу, а работу на дом. Сотрудник покупает за свой счет устройство — по душе и возможностям, работодатель обеспечивает его подключение к корпоративной сети, приложениям и данным. Еще он платит за обеспечение безопасности, продукты для организации видеоконференций или удаленных тренингов, ПО учета рабочего времени и т. д.
Однако несмотря ни на что в Deloitte полагают, что эта версия BYOC будет популярна, и в целом согласны с одним из прогнозов, гласящим, что к 2017 году в 54% американских компаний более половины их сотрудников будут работать удаленно.
Перенос предположений о судьбе BYOC на другие страны, в том числе Россию, разумеется, требует учета особенностей национальной налоговой политики, стоимости поддержки, уровня внимания к проблемам безопасности и тайны личной жизни.
Навстречу четвертому поколению
По прогнозам Deloitte, к концу года сети LTE появятся в 75 странах мира, более 200 операторов будут обслуживать 200 с лишним миллионов абонентов (это в 17 раз больше, чем два года назад), появятся LTE-совместимые устройства стоимостью менее 100 долл. Впрочем, существенная часть владельцев LTE-аппаратов не будут использовать все их возможности, даже будучи клиентами оператора, предоставляющего доступ к сетям четвертого поколения. Одной из причин этого аналитики называют широкую распространенность, быстродействие и дешевизну «обычных» широкополосных сетей — в редком заведении общественного питания нет общедоступной сети Wi-Fi, так зачем платить вообще?
Скорость работы сетей LTE по мере увеличения нагрузки на них будет падать, хотя и останется выше, чем сетей 3G. При этом перевод трафика в LTE-сети позволит повысить качество голосовых соединений в сетях старых стандартов.
В целом к концу 2013-го или 2014 года пользователи LTE составят 3-4% общей абонентской базы, однако на них придется около 10% выручки. Этот прогноз очень зависит от политики регуляторов — большинство операторов интересуются крупными городами, где живет основная часть их потребителей, однако условием получения лицензии может стать охват менее прибыльной сельской местности.
В России, по данным исследования Deloitte, осведомленность об услугах четвертого поколения достаточно высока, более 40% опрошенных хотели бы приобрести устройство с поддержкой 4G, 52% готовы перейти к другому оператору, если он будет предоставлять доступ к соответствующей сети. Поэтому отноcительно развития 4G в нашей стране у Deloitte прогноз благоприятный.