ИТ-ДЕПАРТАМЕНТАМ И БИЗНЕС-ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМ необходима единая точка интеграции мобильных решений с базовыми ИТ-системами |
Опрос, проведенный Aberdeen Group, принес неожиданные результаты, демонстрирующие колоссальную изменчивость рынка мобильных решений корпоративного уровня. Задачей анкетирования было изучение планов по развертыванию на предприятиях мобильных приложений для различных платформ — iOS, Android, Windows 8/Windows Phone и BlackBerry.
«Планы по внедрению мобильных приложений на 2013 год нас сильно поразили», — признается директор программы исследований Aberdeen Эндрю Борг.
Данные, полученные исследователями, говорят о том, что применение Windows Phone 8 и планшетов Microsoft Surface вскоре резко вырастет на предприятиях, чьи ИТ-директора стремятся сохранить контроль в условиях всеобщей «мобилизации». Рынок смартфонов и планшетов Apple тем временем, похоже, находится на грани насыщения. Устройства с Android держатся уверенно, но дальнейшая ситуация будет зависеть от того, согласятся ли пользователи «отдать» свои личные устройства предприятию. Что же касается BlackBerry, то будущее компании выглядит блеклым.
Опрос Aberdeen прошел в ноябре и декабре 2012 года. У участников интересовались мобильной стратегией их предприятий. Выяснялось, сколько респондентов в то время пользовались приложениями для каждой из мобильных платформ и сколько планировали разработать приложения для той или иной платформы впервые в последующие 12 месяцев.
Microsoft возвращается?
Microsoft, судя по опросу, ждет крупный куш: 35% респондентов планируют разработать приложения для планшетов Surface в этом году и 8% уже внедрили такие приложения. Неплохие показатели и у Windows Phone: 26% уже внедрили приложения на этой платформе, а 25% готовятся к разработке.
Но похоже, что уже есть и разочаровавшиеся. Опрос Aberdeen проводился в конце прошлого года, еще до того, как поднялась волна критики в адрес Surface RT, и до выхода Surface Pro. В то время была надежда, что стратегия Microsoft будет полностью интегрированной.
По мнению Борга, в Microsoft неверно подали планшет. Многие потребители не поняли, в чем разница между Surface RT и Surface Pro. Многие ошибочно предположили, что Surface RT станет заменой Windows-ноутбуку.
Марш «Андроидов»
Смарфтоны и планшеты с Android уверенно маршируют на предприятия. Согласно опросу Aberdeen, 23% его участников планируют разработать приложения для планшетов c Android в этом году, а 40% уже внедрили их. Для Android-фонов аналогичные показатели — 17 и 55% соответственно.
Эти цифры не отражают ничего неожиданного: популярность платформы постепенно растет. Но это не значит, что дальше рост будет таким же неторопливым. Опрос проводился до анонса смартфона Samsung Galaxy S4. Для предприятий же самая привлекательная особенность — это Samsung KNOX, разбиение ОС на два раздела на уровне ядра. Если эта концепция «двуличия» завоюет популярность, то уровень внедрения платформы Android на предприятиях может резко вырасти.
Но уверенности в том, что на предприятиях готовы брать dual-persona на вооружение, вовсе нет. Во-первых, концепция двух разделов предлагается на рынке уже как минимум год, но лишь немногие корпоративные заказчики пользуются ею. Наличие изолированных разделов позволяет конечным пользователям безопасно отделять личные данные от рабочих на корпоративном устройстве, но многие пользуются на работе персональными гаджетами, реализуя принцип BYOD.
«Компания, берущая BYOD на вооружение, размещает свои данные на вашем устройстве и заимствует часть приобретенных вами активов — ресурсы памяти, процессора и т. д., из-за чего быстродействие вашего устройства может ухудшиться, — отмечает Борг. — Согласятся ли на это сами конечные пользователи, неясно».
У Apple — «проблема Microsoft»
iPhone и iPad получили необычайно широкое применение на предприятии, но теперь для них появились признаки грядущих перемен к худшему. Согласно опросу Aberdeen, в этом году 15% респондентов собираются разработать приложения для этих устройств впервые, тогда как уже пользуются приложениями на iPhone 63%, а на iPad 61%.
«Как это ни удивительно, цифры показывают, что рост замедляется, — отмечает Борг. — Конечно, три четверти организаций все еще разрабатывают приложения для iOS, это больше, чем для любой другой платформы. Но похоже, что рынок приближается к точке насыщения».
Будучи доминирующим игроком рынка мобильного предприятия с самым большим супермаркетом приложений и самой крупной аудиторией разработчиков, Apple находится в выгодном положении. Но самоуспокоенность и прекращение обновления опасны — вспомнить хотя бы Microsoft в период ее господства на рынке настольных ПК.
iOS сегодня уже выглядит староватой: у Microsoft и BlackBerry мобильные операционные системы более развиты. Благодаря инновациям Samsung развивается Android. Почему же медлит Apple? Например, приложения для iPhone и iPad не могут взаимодействовать друг с другом и делиться данными. Windows 8, в отличие от iOS, поддерживает обмен информацией между программами, обеспечивая дополнительное удобство для пользователя.
«Если Apple не будет разрабатывать новшества для iOS, это может отразиться на уровне внедрения предприятиями и их готовности продолжать развертывать приложения на данной платформе», — полагает Борг.
Грозовые тучи над BlackBerry
Как показал опрос, только 6% респондентов собираются разрабатывать приложения для BlackBerry PlayBook в этом году и лишь 15% пользуются такими приложениями. Для смартфонов BlackBerry же соответствующие показатели — 5 и 49%.
«Эти данные не внушают никакого оптимизма по поводу будущего BlackBerry, — считает Борг. — Над канадской компанией сгустились грозовые тучи».
По прогнозу Борга, показатели по смартфонам BlackBerry ненамного вырастут благодаря выходу операционной системы BlackBerry 10, которая, с точки зрения аналитика, выглядит качественным продуктом. Для PlayBook же прогноз выглядит хуже, поскольку компания пока не сделала никаких серьезных анонсов по поводу планшета.
Причина, очевидно, в том, что BlackBerry лишилась доверия, не выполнив своих обещаний о сроках выпуска. Выход BlackBerry 10 несколько раз откладывался, пока наконец не состоялся в этом году. В результате предприятия, некогда бывшие основными пользователями BlackBerry, практически покинули эту платформу.
«Результаты опроса говорят о том, что BlackBerry в этом году ждут большие трудности, — полагает Борг. — Компания сбилась с темпа, и конечные пользователи утратили веру в ее будущее. Кроме того, BlackBerry изолировала себя от тех, кто ее поддерживал, включая аналитиков. К чему все это приведет в нынешнем году, время покажет».