ДМИТРИЙ БЫЗОВ: «Выбранное нами направление — бизнес-приложения с интегрированной телефонией — наиболее перспективно на российском рынке облачных сервисов» |
Подводя итоги года в конце марта, компания «Манго Телеком» сообщила о существенном росте оборота и объемов SIP-трафика, а также о перераспределении доходов в сторону услуг SaaS: виртуальных АТС и облачных бизнес-приложений с интегрированной телефонией.
В 2012 году выручка «Манго Телеком» составила 506,5 млн руб., что на 67% превосходит аналогичные показатели 2011 года и намного выше среднего роста рынка ИТ. При этом за указанный период прибыль EВIDTA выросла на 135%. Интересно отметить, что лишь 64% выручки пришлось на услуги связи (в 2011 году эта доля была значительно выше — 85%); 30% — на платежи за SaaS-сервисы линейки «Манго-Офис» (в 2011 году — 11%), оставшиеся 6% принесла продажа оборудования. Таким образом, продолжился рост тех составляющих бизнеса, которые сохраняются даже при превращении телефонных разговоров в бесплатную услугу.
«Манго Телеком» фиксирует и постоянное увеличение объема SIP-трафика, самого по себе не приносящего ей дохода. В декабре 2012 года по протоколу SIP был передан трафик 9,5 млн мин разговоров, годом раньше — 4 млн. Устойчивый рост объема и доли SIP-трафика наблюдается с июля 2011 года, что связано с постепенным «замещением» традиционной телефонии во внутрикорпоративных коммуникациях абонентов. В 2012 году этот процесс ускорился в связи с движением в регионы крупных предприятий, созданием филиальных сетей, а также активизацией регионального бизнеса, который активно открывает представительства в столицах и подразделения в других регионах.
Учитывая эту тенденцию, «Манго Телеком» реализовала в 2012 году масштабную региональную программу, открыв филиалы в столицах наиболее экономически активных регионов страны — Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону и Казани. Расширение географии бизнеса продолжится и в нынешнем году. Конечная же цель региональной программы — обеспечить присутствие компании в российских городах-миллионниках, а затем — и в субмиллионниках. В текущем году планируется открыть филиалы в Самаре, Челябинске и Новосибирске.
Свой флагманский облачный сервис — виртуальную АТС «Манго-Офис» — компания развивает в направлении наполнения функциями прямой поддержки бизнеса: в него встраиваются информационно-аналитические сервисы, интеллектуальные средства обработки входящих звонков, инструменты формирования единого информационного пространства для территориально распределенных организаций и др.
«Виртуальная АТС должна не только соединять абонентов, но и предоставлять информацию для повышения эффективности бизнеса, — считает Дмитрий Бызов, генеральный директор «Манго Телеком». — Бизнесу сегодня неважно, какая технология используется для совершения звонков и даже где конкретно установлена АТС, главное — функционал, обеспечивающий добавочную стоимость».
По мнению экспертов «Манго Телеком», в 2012 году сервис виртуальных АТС не только окончательно сформировался как многопользовательское облачное бизнес-приложение, но и положил начало новому сегменту российского облачного рынка — бизнес-приложениям с интегрированной телефонией. Именно на этот сегмент ориентирована линейка «Манго-Офис», и в 2012 году «Манго Телеком» разработала для нее новые облачные бизнес-приложения. Ключевое из них — полнофункциональная система CRM с интегрированной телефонией, функциями управления бизнес-процессами, подсчета KPI и обмена данными с «1С:Бухгалтерия» — запущено в коммерческую эксплуатацию в октябре 2012 года.
Показатель ARPU (средний доход на абонента) «Манго Телеком» относительно невысок (это значит, что услуги компании доступны даже малому бизнесу), но в то же время быстро растет. В декабре 2010 года он находился на уровне 1,5 тыс. руб., через год достиг 2,2 тыс. руб., а в декабре 2012 года превысил 2,7 тыс. Это говорит о росте доли предприятий с высокой управленческой культурой, использующих основные и дополнительные телекоммуникационные и информационно-аналитические функции «Манго-Офиса». Также рост ARPU свидетельствует о том, что услугами компании все чаще пользуются крупные предприятия, которых в первую очередь привлекают такие сервисы, как CRM.
Быстрый рост бизнеса «Манго Телеком» потребовал серьезного масштабирования и развития технической инфраструктуры компании. В ходе этого крупного проекта, основная часть которого пришлась на 2012 год, было проведено масштабирование всех ключевых элементов территориально распределенной инфраструктуры, внедрены подсистемы, повышающие ее отказо- и катастрофоустойчивость и обеспечивающие непрерывность бизнеса.