Мосводоканал — это самая большая в России водная компания, которая обеспечивает водой более 13 млн жителей Московского региона, что составляет примерно 10% населения страны. Компания осуществляет подачу воды из Москворецко-Вазузской и Волжской водных систем, которые объединяют 15 водохранилищ, и эксплуатирует городскую водопроводную сеть протяженностью около 12 тыс. км и канализационную сеть протяженностью 8,4 тыс. км. Одной из важнейших задач компании является отслеживание текущего состояния объектов производственной инфраструктуры — станций водоподготовки, трубопроводов и т. д., а также сбор и обработка заявок на неполадки в работе этих объектов, которые должны быть устранены максимально оперативно. Все эти вопросы курирует Центральное диспетчерское управление Мосводоканала.
НА ВИДЕОСТЕНУ В ЦЕНТРАЛЬНОМ ДИСПЕТЧЕРСКОМ УПРАВЛЕНИИ Мосводоканала поступают оперативные данные более чем из 3 тыс. источников, что позволяет круглосуточно контролировать состояние производственной инфраструктуры крупнейшей водной компании России |
В случае крупной аварии именно в ЦДУ собирается руководство Мосводоканала для оперативной оценки ситуации и выработки сценария дальнейших действий.
В рамках программы модернизации ИТ-систем Мосводоканала, ставящей своей целью повысить информированность диспетчеров и оперативность устранения аварий в ЦДУ, была внедрена мультимедийная платформа, позволяющая управлять водным хозяйством Москвы более эффективно.
С помощью интегрированного комплекса аудиовизуальных и информационных систем, который был внедрен компанией «Крок», диспетчеры центра теперь могут быстро получить и обработать разнородную информацию из множества источников: данные об уровне воды на сооружениях и давлении в трубах, сведения о возникающих авариях и работах по их устранению и т. д.
Наблюдение нон-стоп
В ЦДУ поступают огромные объемы данных более чем из 3 тыс. источников, и в будущем их число будет расти. Часть этих данных требуется отслеживать постоянно, например данные о давлении в трубопроводе, об уровне воды в резервуарах на водоочистительных сооружениях и поступающих заявках на устранение аварий, другие выводимые данные могут варьироваться.
Для того чтобы отобразить всю нужную информацию, не создавая путаницы, специалисты «Крока» создали видеостену размером 5х2 метра, состоящую из 15 жидкокристаллических панелей, рассказал руководитель направления аудиовизуальных систем компании «Крок» Алексей Волков.
Всего экранов восемь. Информация, с которой диспетчеры работают постоянно, выводится на три экрана видеостены. Еще один экран отображает текущую обстановку на объектах, по нему сотрудники ЦДУ в постоянном режиме отслеживают, нет ли аварий и других сбоев. На этот же экран выводится полная информация о ЧП в случае обнаружения последнего.
Например, где-то произошла авария — в этом случае программа обнаружения неисправностей показывает раскладку с данными именно по этому объекту.
Содержание остальных четырех можно менять в зависимости от текущей задачи. Для управления контентом на видеостене и оперативного изменения раскладки «динамичных» экранов работники ЦДУ используют сенсорный планшет Crestron с установленным для него специализированным программным обеспечением, также созданным в компании «Крок». Благодаря дружественному интерфейсу работа с планшетом не требует специальных навыков, заверил Волков.
Кроме того, специалисты «Крока» внедрили в Управлении точку видеоконференцсвязи, что удобно для оперативного обмена информацией. Например, ВКС установлена в машине начальника аварийной службы — он может в реальном времени показать диспетчерам или руководству Мосводоканала, что происходит на месте аварии.
Реализация данного проекта заняла три месяца, при этом на этапе проектирования вносились коррективы. Например, чтобы сделать систему более гибкой и обеспечить возможность быстрого вывода на экраны схем сооружений, было решено подключить не только физические источники, но и виртуальные. Сейчас в частном облаке заказчика работает порядка 25 виртуальных машин с данными, в будущем планируется подключение новых.
Помимо этого, при проектировании заказчику было предложено несколько вариантов размещения видеостены с целью выбора наиболее удобного для восприятия всей информации.
Специалисты «Крока» предусмотрели и систему отвода тепла, чтобы работающие мультимедиарешения не влияли на температуру в комнате, а также учли пожелания по уровню шумности работы оборудования: диспетчерская функционирует в режиме 24х7 и важно, чтобы сотрудникам было комфортно там находиться.
Большую роль в успехе проекта, по словам Волкова, сыграли сотрудники заказчика. Диспетчеры активно участвовали в постановке задач, уточняли требования к системе, подсказывали, какая информация в первую очередь должна выводиться на стену в чрезвычайной ситуации.
Штатно и нештатно
Важным результатом проекта в Мосводоканале считают то, что диспетчеры ЦДУ стали более информированными. И это касается как штатных, так и аварийных ситуаций. Во время смены один из диспетчеров отслеживает штатную работу объектов, а другой — принимает жалобы и следит за разрешением аварийных ситуаций.
Средства мультимедиа помогают диспетчерам быть в курсе дел друг друга — это важное условие, поскольку все объекты взаимосвязаны. Например, информация об авариях и ходе работ по их устранению помогает отвечающему за мониторинг сотруднику уделить особое внимание состоянию сооружений Мосводоканала, расположенных вблизи крупных аварий. И наоборот: данные мониторинга помогают диспетчеру, контролирующему аварийные работы, отслеживать изменение ключевых показателей и вовремя предотвращать аварийную ситуацию.
Ход работ по устранению каждой аварии теперь отображается в системе, куда внесены все заявки. Система автоматически подгружает информацию о работах, которые предстоит сделать: например, напоминает о том, что нужно привезти на место аварии асфальт, если требуется провести благоустройство территории после устранения протечки. Перемещение аварийной бригады, отправленной на устранение аварии, отслеживается диспетчерами с помощью системы ГЛОНАСС.
Еще одним важным результатом внедрения интегрированного комплекса аудиовизуальных и информационных систем стало то, что диспетчеры стали работать гораздо быстрее.
Если раньше каждому сотруднику приходилось переключаться на своем личном компьютере с программы на программу, то теперь все данные одновременно выводятся на видеостену, причем при необходимости (например, если в ЦДУ проводится совещание руководства) изображение с каждого экрана можно «растянуть» на всю стену.