МИХАЭЛЬ ДОБНЕР: «Одной из своих стратегических задач в России мы видим усиление влияния методологии ITIL» |
В рамках подготовки ITMF 2013, юбилейного форума «Открытых систем» по управлению ИТ, Computerworld Россия продолжает публикацию серии интервью с экспертами (см. также www.osp.ru/ITSM). Компания Omninet — давний партнер форума. Генеральный директор Omninet в России и СНГ Михаэль Добнер поделился своими впечатлениями о развитии управления ИТ-сервисами в нашей стране и рассказал о новых технологиях, которые предлагает компания в ответ на тенденции рынка.
Вы уже не первый год работаете на российском рынке. Как вы оцениваете ситуацию с ITSM в России? Какие изменения происходят?
Адаптация методологии ITIL в России во многом зависит от размера и области деятельности организации. По моим наблюдениям, во многих крупных компаниях пока не задумываются об оптимизации процессов в ИТ. А ведь такая оптимизация способствует более высокой удовлетворенности бизнес-заказчиков и помогает лучше понять, на что идут вложения в ИТ. Однако у этих компаний нет потребности уделять особое внимание фактору стоимости. В них, как правило, недооцениваются те возможности, которые открывает применение принципов ITIL, и уровень реализации ITSM достаточно низкий — в основном присутствуют только базовые процессы.
Хотя должен отметить, что ситуация медленно, но все-таки меняется. Даже если организации не очень внимательны к своим расходам на ИТ, они начинают понимать, что должны улучшать процессы, чтобы быть готовыми к использованию облачных сервисов. Облака становятся все более актуальны для России, и приходит понимание, что переход к этой модели требует соответствующей структуры процессов внутри ИТ-службы.
Однако, независимо от размера организации, в таких секторах экономики, как финансы, розничная торговля, страхование, компании постоянно думают об оптимизации затрат и активно занимаются развитием профессиональной методологии в своих ИТ-департаментах. Например, у нашего заказчика, компании «АльфаСтрахование» за последние годы реализовано несколько интересных проектов, демонстрирующих немало улучшений и инноваций в работе ИТ.
Примерно с 2011 года я вижу также, что в России растет интерес к сертификации. Стремление топ-менеджмента получить для своей организации сертификацию по ISO 20000 на систему управления ИТ-сервисами неизбежно ставит задачу реализации основ ITIL.
Как облака влияют на реализацию ITSM в компаниях?
Облака не меняют саму методологию, но облачные сервисы меняют требования к управлению ИТ. Вы должны быть готовы к тому, чтобы получать облачные сервисы, вы должны управлять различными сервисами, осуществлять их мониторинг, уметь оркестровать сервисы, которые реализованы внутри организации и которые вы получаете извне. ИТ-службам необходимо иметь достаточный уровень профессионализма, чтобы работать с облаками. Этого невозможно достичь без соответствующей структуры процессов в ИТ.
Какое отражение сегодняшние технологические сдвиги, например всепроникающая мобильность, находят в продуктах Omninet?
Новые технологии оказывают большое влияние на то, как функционируют организации, и очень важно, чтобы разработчики программного обеспечения правильно реагировали на эти тенденции.
В январе мы заключили стратегическое партнерское соглашение с американской компанией Mobile Reach, ведущим разработчиком мобильных решений для поддержки различных бизнес-процессов. Для чего необходимо это партнерство? Omninet специализируется в своей области и не может успевать за очень быстро растущим рынком мобильных приложений. А уникальные технологии Mobile Reach, работающие на любых мобильных платформах, позволят реализовать мобильные функции для системы Omnitracker.
Интересно отметить, что партнерство с Mobile Reach, являясь частью глобальной стратегии Omninet, инициировано российским подразделением Omninet. Мы здесь видим большую востребованность таких решений и уже ведем ряд значимых проектов по внедрению мобильных технологий. Это яркий пример влияния локальной инициативы на глобальную стратегию Omninet.
Какова ваша стратегия в России?
В этом году мы планируем открывать офисы на Украине и в Казахстане и расширять нашу команду, нашу экспертизу. К настоящему времени в России реализовано более 80 внедрений системы Omnitracker, в среднем у нас появляется два новых заказчика каждый месяц.
Как развивается партнерская сеть Omninet в России?
У нас более 10 партнеров в России и СНГ. К их выбору мы подходим очень тщательно. Все они имеют статус value-added distributor, то есть своими решениями добавляют ценность нашим продуктам. Например, компания Digital Design предлагает специальный программный пакет, позволяющий упростить миграцию на платформу Omnitracker с HP OpenView Service Desk. Аналогичное решение имеет наш партнер Cleverics.
Одной из своих стратегических задач в России мы видим усиление влияния методологии ITIL. Недавно выпущенная версия Omnitracker ITSM Center v5 базируется на новейшей редакции ITIL 2011. В этом году мы планируем активно продвигать это решение, опираясь на выделенных для этой задачи партнеров.
Новый стратегический партнер Omninet в России — компания «Крок». В настоящее время мы разрабатываем специальную бизнес-стратегию сотрудничества с этой компанией, в частности по предоставлению Omnitracker как облачного решения. И еще одно новое направление — активное продвижение в России разработанных Omninet лучших практик, которые в мире имеют уже более 450 реализаций. В частности, в этом году мы начнем предлагать на российском рынке специальную методологию для сервис-провайдеров, работающих в сфере финансового управления.
Как давний партнер проводимой нашим издательством конференции Russian IT Management Forum, какие темы для обсуждения в этом году вы считаете важными?
Конференция издательства «Открытые системы», возможно, самое важное мероприятие по теме ITSM в России. Она проводится уже много лет, и, я думаю, сейчас нужно привлекать новых участников, а для этого нужны новые темы. Для многих управление ИТ — это ITIL, COBIT, стандарты IT Governance. Однако мне кажется, что важно обсуждать не только эти методологии, но в целом те задачи, которые возникают сегодня перед ИТ-лидерами. Одна из таких задач — как добиться того, чтобы сотрудники компании понимали, для чего нужен тот или иной ИТ-проект, принимали его и осознанно и с удовольствием в него включались. Для этого необходим внутренний маркетинг проекта. Существуют различные инструменты такого маркетинга. Думаю, их обсуждение может заинтересовать ИТ-руководителей верхнего уровня.
Еще одной интересной темой я считаю развитие и совершенствование мер, способствующих большей удовлетворенности заказчиков ИТ-сервисом. Измерить удовлетворенность очень сложно, однако у нас есть инструменты для ее повышения, поскольку на данный момент ИТ-департаменты приобретают более выраженные черты поставщиков услуг для клиентов.