ЯН ЮАНЬЦИН: «В течение ближайших двенадцати месяцев мы рассчитываем занять 5% российского рынка смартфонов» |
В этом году компания Lenovo приехала на международный конгресс Mobile World Congress в Барселоне в ранге второго в мире производителя персональных компьютеров. О том, как компания ощущает себя на относительно новом для нее мобильном рынке и какие задачи перед собой ставит, Computerworld Россия рассказал ее генеральный директор Ян Юаньцин.
В третьем квартале 2012 года Lenovo, по данным Gartner, впервые стала крупнейшим в мире производителем ПК. По сравнению с масштабами этого бизнеса насколько важно для компании присутствие на рынке мобильных устройств и участие в нынешнем конгрессе?
Наш интерес к рынку мобильных устройств объясняется довольно просто. Текущую технологическую эпоху мы называем PC Plus в противовес «пост-ПК», о которой многие говорят. Мы не отказываемся от ПК, но дополняем наш бизнес новыми устройствами и софтом. Нам интересны не только компьютеры, но и мобильные устройства для связи и доступа в Интернет, такие как планшеты и смартфоны. Нашей первой задачей было завоевать достойную позицию на китайском рынке. В прошлом квартале мы продали в Китае 9 млн смартфонов. Lenovo — пятый производитель смартфонов в мире, но в Китае мы уже занимаем второе место, уступая только Samsung. Наша цель — завоевание мировых рынков, сначала развивающихся, потом развитых.
У Lenovo есть стратегия по выводу смартфонов на рынки развитых стран?
Развитые и развивающиеся рынки требуют разных подходов. На развивающихся рынках важную роль играет правильное продуктовое предложение. Мы знаем, что и как нужно делать для успеха на развивающихся рынках. Наши продажи в Китае это подтверждают. Для развитых рынков важно сотрудничество с мобильными операторами. Это наш следующий шаг. Прежде всего мы продолжим усиливать наши позиции на рынке ПК, затем выведем на рынок наши планшеты и только потом — смартфоны. Но все это — планы, а пока мы сконцентрированы на развивающихся рынках.
По оценкам глобальных операторов, перелом на рынке мобильной связи произойдет, когда китайские производители смогут опустить цену смартфонов начального уровня до 30-40 долл. Это реально?
Цены могут достичь такого уровня, но не в ближайшие пару лет.
Какой ценовой сегмент является для вас приоритетным при выводе смартфонов на рынки развивающихся стран?
Наш успех в Китае был определен тем, что мы обеспечили хорошее предложение во всех сегментах. Этой политики мы будем придерживаться на всех развивающихся рынках. У нас есть модели и начального, и среднего уровня, и премиум-класса. Мы всегда стараемся предлагать смартфоны по самой привлекательной цене, с учетом их технических характеристик. Но это не значит, что мы планируем продавать только дешевые модели.
ZTE представила на конгрессе несколько моделей на базе Firefox OS. Планирует ли Lenovo поддержку новых операционных систем для смартфонов?
Мы сконцентрировались на производстве смартфонов на базе Android. Возможно, в будущем мы также поддержим Windows. Мы выпускаем компьютеры и планшеты на базе этой операционной системы. У нас тесные, хорошие отношения с Microsoft. Многие наши пользователи хотели бы иметь компьютер, планшет и телефон, использующие один и тот же интерфейс. Вероятно, мы предложим им такую возможность. Но больше двух операционных систем мы поддерживать не будем.
Для успеха на мобильном рынке недостаточно иметь хорошую операционную систему — необходимо сформировать и поддерживать связанную с ней экосистему. Сейчас таких экосистем две: iOS и Android. Есть все основания предполагать, что к ним присоединится Windows. Пять-шесть экосистем одновременно ни разработчики, ни рынок не выдержат.
Ожидаете ли вы появления новых форматов и формфакторов в области мобильных устройств?
Мы постоянно предлагаем такие решения. Модель Yoga можно использовать как традиционный ноутбук, но, если сложить ее экраном вверх, она превращается в планшет. Принципиальным для комфортной работы я считаю наличие клавиатуры. Она может быть складной, отстегивающейся, но для любых устройств с диагональю экрана больше 7 дюймов, на которых пользователи планируют не только потреблять, но и создавать информацию, клавиатура нужна. Традиционным ноутбукам необходимо трансформироваться, чтобы выжить в новых условиях. Lenovo Yoga, которую можно использовать и как ноутбук, и как планшет, — отличный пример. Мое мнение: ноутбук как платформа будет существовать до тех пор, пока сохранит способность эволюционировать.
Каковы ваши планы относительно бренда ThinkPad? В линейке ThinkPad уже появились планшеты. Возможно ли появление смартфона под этим брендом?
Мы используем бренд ThinkPad для продуктов премиум-класса и будем продолжать его развивать. Но планов по выпуску ThinkPhone у нас пока нет.
Многие производители персональных компьютеров ожидали, что запуск Windows 8 придаст ускорение всей отрасли. Насколько успешно начались продажи устройств на новой операционной системе?
Мы удовлетворены уровнем продаж. Microsoft потребуется некоторое время, чтобы обучить пользователей, объяснить преимущества интерфейса, в котором значительную роль играют сенсорные экраны.
Обучение пользователей — задача Microsoft, или вы тоже должны принимать в этом участие?
Это сфера нашей совместной ответственности. В конце концов покупатель получает устройство из наших рук, и мы должны быть уверены, что ему будет комфортно с ним работать. Поэтому мы будем совместно с Microsoft заниматься обучением. Еще одна зона нашей ответственности — доводить до Microsoft пожелания пользователей. Они очень быстро реагируют и постоянно вносят улучшения в Windows.
Бизнес по производству мобильных устройств находится в инвестиционной фазе или уже приносит прибыль?
В Китае и продажа смартфонов, и продажа планшетов — прибыльный бизнес для нас. Мы начали продавать смартфоны в Индии, России, Индонезии и Вьетнаме. На очереди развитые рынки. В отличие от большинства наших конкурентов мы сами производим устройства; это дает определенные финансовые преимущества.
Есть ли у вас первые цифры продаж с российского рынка? Какие цели вы перед собой ставите?
В течение ближайших двенадцати месяцев мы рассчитываем занять 5% российского рынка смартфонов.
Lenovo выходит на российский рынок практически одновременно с Huawei. Считаете ли вы эту компанию своим главным конкурентом?
Все компании, которые продают смартфоны, — наши конкуренты. Nokia — наш конкурент, Samsung — наш конкурент. В Китае мы продаем больше смартфонов, чем Huawei. В остальном мире пока уступаем, но мы представлены в меньшем числе стран и только начинаем свое продвижение за пределы Китая. Думаю, у нас хорошие шансы.