Решение Мариссы Майер запретить сотрудникам Yahoo надомную работу спровоцировало бурю критики в адрес генерального директора компании: ее обвинили в том, что она отправляет Yahoo «назад в цифровое средневековье», упраздняя возможность работать по гибкому графику. Служащие упадут духом, из Yahoo сбегут ключевые фигуры и попытка Майер укрепить взаимодействие будет иметь обратный эффект, пророчат критики. Сотрудники неизменно высоко оценивают возможность надомной работы, а организации, где ее разрешают, предоставляют более чем достаточно свидетельств в пользу эффективности гибких графиков. Когда есть возможность надомной работы, сотрудники довольны, продуктивность растет и достигается более оптимальный баланс между работой и личной жизнью, утверждают многие.
КОГДА СОТРУДНИКИ С ВОЗМОЖНОСТЬЮ УДАЛЕННОЙ РАБОТЫ половину времени трудятся дома — они получают две-три недели дополнительного свободного времени в год благодаря отсутствию необходимости ездить на работу |
Но не всегда эксперименты с удаленной работой приносят положительные результаты. Есть данные, указывающие на то, что служащие лучше относятся к своей работе, когда их начальство физически присутствует поблизости; что люди больше лгут при виртуальном общении, чем при личном; бывают сложности с тем, чтобы заставить удаленных работников поддерживать продуктивность на высоком уровне.
Некоторые характеристики работы не поддаются измерению, а измеримые могут быть субъективными.
Ставка на полтриллиона
По оценкам специалистов Telework Research Network, если бы служащие, имеющие возможность надомной работы, половину времени трудились дома, компании могли бы больше чем на 500 млрд долл. в год уменьшить издержки, связаные с арендой недвижимости, оплатой электричества, текучестью кадров, прогулами и низкой продуктивностью. Это 11 тыс. в пересчете на каждого служащего в год. Еще одно преимущество — повышение продуктивности работы страны на 5 млн человеко-лет, или дополнительный доход в 270 млрд долл. в год, подсчитали в Telework Research.
Больше свободного времени, выше доход
При тех же условиях, когда сотрудники с возможностью удаленной работы половину времени трудятся дома, они получают две-три недели дополнительного свободного времени в год благодаря отсутствию необходимости ездить на работу и экономят 2-7 тыс. долл. расходов на поездки и карманные деньги.
Лучшие работодатели — за удаленку
Из сотни компаний, предоставляющих, по версии списка Forbes 2013 года, лучшие условия труда, в 84 разрешена удаленная работа.
Желающие работать дома готовы платить за это
ИТ-специалисты очень хотят работать удаленно, настолько, что 35% участников опроса, проведенного в 2011 году сайтом Dice.com, были готовы отдать до 10% своей зарплаты, лишь бы только постоянно сидеть дома. А треть из тысячи ИТ-специалистов, участовавших в недавнем опросе ProTech, назвали самыми ценными для себя возможностями гибкий график и домашнюю работу.
Надомная работа повышает продуктивность
«В компаниях, где разрешили удаленную работу, продуктивность надомных сотрудников не меньше, а иногда и выше, чем у офисных, — утверждается в опубликованном недавно докладе Challenger, Gray & Christmas. — Как показывает опыт Best Buy, British Telecom, Dow Chemical и многих других работодателей, надомные работники продуктивнее на 35-45%. В American Express производительность служащих, работающих дома, на 43% выше, чем у офисных».
Другая сторона медали: домашние бездельники
Сайт CareerBuilder.com навлек на себя гнев сторонников удаленной работы, опубликовав в 2011 году результаты опроса, судя по которым большинство домашних работников заняты вовсе не полный день. Лишь 35% респондентов сообщили, что в среднем работают по 8 или больше часов ежедневно. В шестерку главных отвлекающих факторов вошли: домашние дела (этот ответ дали 31% опрошенных), телевизор (26%), домашние животные (23%), поручения (19%), Интернет (18%) и дети (15%).
Некоторые предпочитают, чтобы босс был под боком
Для подчиненных имеет значение, где работает начальник, выяснили в ходе опроса, проведенного среди 11 тыс. человек, Тимоти Голден из Ренсселлеровского политехнического института и Аллан Фромен из GfK Custom Research. Условия и результативность труда тех, кто работает на удаленного или виртуального начальника, оказались хуже, чем у подчиненных, чей босс находится в том же здании.
Заговор с целью выжать побольше из служащих?
Надомные работники трудятся в неделю на пять-семь часов больше, чем офисные, выяснили Мэри Нунан и Дженнифер Гласс, преподаватели социологии Университета Айовы и Техасского университета в Остине. В своем докладе «Суровая правда об удаленной работе», анализируя данные Бюро трудовой статистики, они приходят к следующему заключению: «В целом удаленная работа в США не распространена, а в тех отраслях, где она практикуется, она не ослабляет конфликт между семьей и работой. Надомный труд лишь позволяет увеличить общее рабочее время, помогая сотрудникам работать сверхурочно, а работодателям предоставляя возможность увеличить нагрузку на служащих с фиксированным окладом».
Трудовая дисциплина «по-домашнему»
Когда в Бюро по государственным кадрам США начался годичный эксперимент по введению гибкого графика работы, некоторые показатели выглядели многообещающими: число служащих, «активно вовлеченных» в работу, выросло на 12%, достигнув 56%; менеджеры оценивали продуктивность труда 82% участников проекта как высокую; уменьшилось число отгулов, в том числе по болезни.
Однако пилотный проект был прекращен. Как сообщает Federal Times со ссылкой на Deloitte, инициатива была свернута из-за невозможности контролировать работников. «Руководители бюро не могли ничего поделать с теми, кто плохо справлялся с обязанностями, иногда страдало качество работы, а сами служащие не имели возможности объективно оценивать свои успехи, поскольку не получали отзывов от начальства», — пишет газета.
В виртуальном общении больше вранья
Исследование, проведенное под руководством Роберта Фельдмана, преподавателя психологии Массачусетского университета в Амхерсте, выяснило, что когда люди общаются с помощью электронной почты и мгновенных сообщений, то они больше лгут, чем в беседах с глазу на глаз. Больше всего вранья в письмах, отправленных по электронной почте, выяснили исследователи.
Доказано VPN
Генеральный директор Yahoo Марисса Майер приняла неоднозначно оцениваемое и крайне непопулярное среди сотрудников решение запретить надомную работу после того, как лично проверила по протоколам VPN, насколько добросовестно служащие трудятся удаленно. На совещании Майер поставила служащим на вид, что кое-кто из них пользуется VPN недостаточно часто. После этого была разослана служебная записка о запрете домашней работы. Начиная с 1 июня несколько сотен дистанционных служащих Yahoo должны приступить к работе в офисе на полный рабочий день.
Критики называют необходимость таскаться каждый день на работу «отрыжкой позапрошлого века», но Майер непреклонна. Для многих стало неожиданностью, когда в июле прошлого года она ушла из Google, куда в свое время была принята как «сотрудник номер 20», и присоединилась к Yahoo. Запрет удаленной работы, возможно, не последнее неоднозначное решение нового руководителя, пишет Techworld.com.