Частная клиника «Медицина»
ОСНОВНОЙ ИТ-ИНСТРУМЕНТ — электронная история болезни — применяется в частной клинике «Медицина» с 1999 года. «Клиника абсолютно безбумажная, мы храним только то, что требуется по законодательству РФ», — подчеркнул Федор Кидалов, директор ИТ-службы «Медицины»

В частной клинике «Медицина» открылся новый лечебный корпус, в котором расположены диагностическое отделение и онкологический центр, насыщенные высокотехнологичными приборами, а также многопрофильный стационар с четырьмя смарт-операционными и 60 смарт-палатами. В строительство и приобретение оборудования вложено 140 млн долл., из них 50 млн составил кредит, 35 млн долл. — инвестиции компании IFC в капитал «Медицины», остальное — собственные средства клиники. ИТ-оснащение смарт-клиники обошлось в 10 млн долл.

На службе качества

Клиника принимает примерно 2 тыс. пациентов в день, и предельной загрузки достигла уже два года назад. C открытием нового корпуса общая площадь комплекса выросла до 35 тыс. кв. м., мощность — до 3,5 тыс. амбулаторных пациентов в день, а cтационар расширился до 105 коек. «Количество пациентов будет увеличиваться плавно: в первый год на 20-25%, затем — на 10-15%, чтобы поддержать высочайшее качество медицинской помощи», — подчеркнул Григорий Ройтберг, президент компании «Медицина».

В 2011 году «Медицина» получила аккредитацию по международным стандартам оказания медицинской помощи и контроля качества услуг Joint Commission International, подтвердила ее в 2012-м. Качеству здесь подчинено все: от внешнего оформления помещений до инновационного оборудования. Внедрение информационных технологий тоже рассматривается как способ обеспечить высокое качество медицинской помощи и уровень обслуживания клиентов.

Управляя сотнями врачей, без помощи ИТ невозможно убедиться, что они не отклоняются от стандартов качества и протоколов оказания медицинской помощи, уверен Ройтберг.

Одна из гарантий «Медицины» — отсутствие очередей. Если пациенту придется ждать у кабинета более 20 минут от назначенного часа, то время ожидания и приема ему компенсируют деньгами. C врачей за опоздания взимают штрафы, которые с каждым повторением ситуации удваиваются. Данные для управления очередями ко всем специалистам, включая интервал от назначенного времени до фактического начала приема, видны руководителям подразделений онлайн.

Опираясь на историю

Основной ИТ-инструмент — электронная история болезни — применяется в клинике с 1999 года. Из МИС «Инфоклиника», разработанной компанией «Смарт Дельта Системс», используются три модуля: поликлинический, госпитальный и лабораторный. Остальные потребности медицинского процесса покрывают радиологическая информационная система, модуль для управления аптечной деятельностью и интерактивная система стационара.

«Клиника абсолютно безбумажная, мы храним только то, что требуется по законодательству РФ», — подчеркнул Федор Кидалов, директор ИТ-службы «Медицины».

ИТ-служба гарантирует сервис как для внутренних пользователей, включая врачей, так и для пациентов. Для доступа к электронной медкарте врачи на выезде и в скорой помощи оснащены ноутбуками с сертифицированными средствами безопасности, таких рабочих мест около 50. Пользователи 600 АРМ общаются с ИТ-службой через Service Desk.

По мнению Ройтберга, больной должен знать, что с ним происходит, и быть активным участником процесса. Через личный кабинет на сайте клиники пациенты просматривают свою историю болезни, записываются на прием и оплачивают услуги. На всей территории доступен Wi-Fi, а если мобильного устройства под рукой нет, в личный кабинет можно зай­ти с терминала в холле. По желанию пациента история болезни, результаты исследований и видеозапись оперативных вмешательств записываются на оптический диск — эту информацию можно использовать для получения «второго мнения».

Удаленный доступ к электронным медкартам предоставляется также специалистам страховых компаний для проведения экспертизы.

Врачи клиники практикуют взаимодействие с пациентами по Skype, а через три месяца планируется запустить систему удаленного мониторинга состояния здоровья. Цель — не только обеспечить удобство пациенту, но и снизить количество выездов врачей на дом и связанные с этим затраты. Сейчас «Медицина» выбирает поставщика устройств для измерения жизненных показателей, которые пациенты смогут использовать самостоятельно.

Смарт-клиника

Смарт-клиника, проект которой выполнен совместно с компанией Schneider Electric на базе нового ЦОД и сети передачи данных, — это «умный дом» с централизованным управлением инженерной и ИТ-инфраструктурой здания и дополнительными медицинскими функциями.

Теперь в клинике два интегрированных ЦОД, в которых около 50 серверов. На двух серверах «живет» история болезни, две дисковые системы хранят архив медицинских изображений, получаемых на компьютерном и магнитно-резонансном томографах, рентгеновских и УЗИ-аппаратах, а также эндоскопическом оборудовании. Новый ЦОД спроектирован с максимальными требованиями к отказоустойчивости, время его простоев не должно превышать полутора часов в год. В случае отключения элетропитания все системы смогут работать в течение суток от дизель-генератора, отметил Кидалов.

В смарт-операционных предусмотрена автоматическая система контроля за анестезиологическим пособием и возможность проведения удаленной консультации специалистов. Аппаратура заранее настраивается с учетом предпочтений хирурга. Во время операции производится не только видеозапись, но и запись показаний всех приборов, чтобы в случае ухудшения состояния больного можно было проанализировать его причины. Но, с точки зрения Ройтберга, самое ценное — это доступ к истории болезни и возможность наложить снимки на изображение операционного поля.

Точная диагностика — точная терапия

Самое инновационное оборудование сконцентрировано в диагностическом отделении и онкологическом центре Sofia, созданном при методической поддержке американского Memorial Sloan-Kettering Cancer Center, израильской клиники Davidoff и отделения химиотерапии Университетской клиники Мартина Лютера (Германия).

В диагностическом центре проводят радиоизотопную диагностику с использованием гамма-камеры BrightView и первой в Москве системы, совмещающей позитронно-эмиссионный и компьютерный томографы — Philips Gemini TF. Число рецидивов злокачественных новообразований с помощью технологии ПЭТ/КТ можно снизить в 5-8 раз, а показатели смертности от рака на 25-30%. По словам Ройтберга, в настоящее время идут переговоры со столичным правительством о создании частно-государственного партнерства, в рамках которого высокотехнологичные обследования онкобольных можно будет сделать бесплатными для определенной категории горожан.

Отделение лучевой терапии впервые в стране оборудуют двумя линейными ускорителями TrueBeam компании Varian, один из них уже готов к работе. Стоимость ускорителя составляет около 6 млн долл., из них половина приходится на программное обеспечение. Точность прибора позволит впервые в СНГ применить метод однократного подведения канцерицидной дозы в опухоль, позволяющий за один сеанс радиотерапии «удалять» даже множественные опухоли, не задевая здоровые ткани.