БОРИС ЗИНГЕРМАН: «Медицинский документооборот плохо регламентирован даже в бумажной форме, а в электронной — никак не регламентирован» |
Несмотря на очевидный прогресс во взаимоотношениях между Минздравом и сообществом специалистов в области медицинской информатики, по некоторым вопросам до взаимопонимания еще далеко. Один из таких вопросов — состояние нормативно-правовой базы. По мнению чиновников, существующих нормативных документов вполне достаточно для ведения медицинской документации в электронном виде, профессионалы же утверждают, что их просто нет. Такие точки зрения стороны высказали на круглом столе «Зачем нужна информатизация врачам, пациентам и организаторам здравоохранения?», организованном газетой «Медицинский вестник».
По словам Бориса Зингермана, завотделом компьютеризации Гематологического научного центра, специалисты, занимающиеся информатизацией здравоохранения, оказываются вне правового поля. Телемедицину и даже консультации пациентов через Skype нельзя считать легитимными, так как в законе «Об основах охраны здоровья граждан» отсутствует понятие консультативно-медицинской помощи. «С юридической точки зрения это голое поле», — отметил Борис Кобринский, руководитель Медицинского центра новых информационных технологий Московского НИИ педиатрии и детской хирургии.
Наименее проработаны юридически вопросы предоставления информации пациенту: по закону гражданин имеет право получить сведения о состоянии своего здоровья, но механизма реализации этого права, утвержденного приказом Минздрава, до сих пор нет.
«Медицинский документооборот плохо регламентирован даже в бумажной форме, а в электронной — никак не регламентирован», — констатирует Зингерман.
«Нормы, дающие возможность использования электронных документов, есть», — утверждает Роман Сафронов, замдиректора Департамента информационных технологий и связи Минздрава РФ. По его мнению, руководители боятся взять ответственность и перейти на электронный документооборот. Федеральный закон «Об электронном документе» распространяется на все отрасли, включая здравоохранение. Отдельные элементы электронного документооборота уже работают в здравоохранении, например отчеты по высокотехнологичной медицинской помощи в бумажном виде не собираются.
Тем не менее многие участники круглого стола считают крайне важным, чтобы регулятор зафиксировал возможность ведения документов в электронном виде. Медицина — очень жестко структурированная сфера, и главврачи требуют указаний Минздрава, отметил Юрий Жулев, сопреседатель Всероссийского союза пациентов. В то же время медучреждения нельзя обязать перейти на безбумажную работу, не все они достаточно автоматизированы для этого. Выпуск нормативных актов не может опережать ввод в промышленную эксплуатацию соответствующих информационных систем, иначе возникает правовая коллизия, считают в Минздраве.
Однако пробелы в правовой базе не останавливают коммерческие клиники, они довольно четко формулируют ИТ-задачи для удовлетворения своих потребностей. Как рассказал Олег Рукодайный, руководитель медицинского направления сети «Ниармедик», эта компания, включающая 11 клиник, внедрила медицинскую информационную систему с лабораторным модулем в 2004 году. МИС используется для управленческого и финансового контроля, анализа, отчетности клиник, ведения электронных медкарт, предоставления интернет-сервисов пациентам через личный кабинет, а также для мониторинга качества работы каждого врача и борьбы с «теневыми» приемами.
По словам Сафронова, Минздрав намерен предоставить пациентам возможность вести мониторинг оказанных им услуг через личный кабинет, а также организовать выписку электронных рецептов. Эта работа начнется в ближайшее время, но на быстрый результат рассчитывать не стоит, отметил он. Кроме того, есть опасение, что врачам не понравятся результаты такой открытости.
Оформление «свежих» рецептов хроническим больным, принимающим одни и те же препараты в течение многих лет, отнимает много времени у врачей, которые и без того перегружены. «У нас огромный задел для разгрузки системы здравоохранения», — уверен Жулев, и этот задел в нормативном регулировании и использовании ПО для взаимодействия с пациентами, хотя бы элементарного получения документов по электронной почте.
В Москве через несколько месяцев планируется начать испытания централизованного лабораторного сервиса, который позволит автоматически заполнять электронные медкарты результатами исследований, обеспечит первичное наполнение и сделает их привлекательными для врачей. Систему интегрированной медицинской информации, позволяющую вести ЭМК, c середины года намечено запустить в пилотную эксплуатацию в одном из первых «кустовых» амбулаторных центров. Как сообщил Максим Шаманский, руководитель прикладных проектов единой медицинской информационно-аналитической системы Москвы, сейчас прототип СИМИ развернут в ЦОД, к нему подключены пилотные учреждения, которые наполняют ЭМК контентом, параллельно развивается функционал решения и идет интеграция с системой ФОМС. К настоящему времени обучение работе с ЕМИАС прошли 14,5 тыс. из 62 тыс. медработников, но на практике они пока лишь набивают на компьютере талоны амбулаторного посещения.
Как отметили участники круглого стола, ИТ не волшебная палочка, и не стоит ждать от нее чудес, неэффективную организацию информатизация только удорожает. Существующая система здравоохранения сохранение здоровья человеком не поддерживает. Признанный ключевой фактор в эффективной заботе о здоровье — вовлечение в этот процесс пациента, предоставление ему информации для размышления и принятия решений. Между тем в большинстве современнных больниц пациенты получают кулечки с безымянными таблетками и даже не могут проверить, что им назначено, все ли препараты им выданы. По мнению Олега Медведева, завкафедрой фармакологии факультета фундаментальной медицины МГУ им. М. В. Ломоносова, для информирования пациента не нужно больших затрат, нужно только «думать в эту сторону».