Очередной и, пожалуй, важнейший этап развития единой государственной информационной системы здравоохранения — внедрение электронных медкарт — требует оснащенности лечебных учреждений медицинскими информационными системами, которые должны стать источниками данных для интегрированной электронной медкарты.
Computerworld Россия/MedIT в сотрудничестве с консалтинговой компанией «Базис-Мед» попытались оценить уровень готовности регионов к работе с федеральным сервисом интегрированной медицинской карты (ИЭМК), а также прояснить диспозицию на рынке медицинских информационных систем (МИС), выбранных после жарких баталий за госконтракты на создание региональных сегментов единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ).
Получить целостную картину информатизации регионального здравоохранения оказалось непросто. Во-первых, затруднительно оценить итоги «лоскутного» этапа: где-то успел вырасти полноценный региональный проект, где-то решено заменить все новой МИС, но вполне возможно, что главврачи еще отстоят право интегрировать в региональную и федеральную системы привычное им ПО. Во-вторых, борьба между поставщиками еще продолжается: регионам разрешили доделать намеченное на 2011-2012 годы к середине 2013-го, поэтому одни еще только готовятся объявлять конкурсы, а другие уже обжалуют их результаты в антимонопольных органах, расторгают госконтракты или оспаривают их в судах.
Данные о количестве лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), ведущих персонифицированный учет и обеспечивающих возможность ведения ЭМК, на начало 2013 года собраны Минздравом РФ из отчетов регионов. Как отмечают эксперты, регионы по-разному подошли к методике оценки состояния внедрения, а так как понятие ЭМК допускает широкое толкование, то по одному и тому же ЛПУ возможны взаимоисключающие оценки. Кроме того, вызывает сомнение возможность обеспечить персонифицированный учет и ведение электронной медицинской карты (ЭМК) в организациях, где работы не проводились или были начаты только в декабре 2012 года.
В 14 регионах доля лечебных учреждений, где информационная система позволяет вести электронную медкарту, достигает 80-100%. При этом, за исключением Чукотки и Ямало-Ненецкого АО, где ЛПУ немногочисленны, остальные внедрения довольно масштабны и охватывают более 50 медучреждений. Однако многие регионы «высокой готовности к ИЭМК», такие как Пензенская область и Пермский край, начали информатизировать здравоохранение еще до старта федерального проекта.
Анализ техзаданий по завершенным госконтрактам показывает, что на конец 2012 года в 64 регионах должна быть практически полностью реализована функциональность МИС на уровне медицинской организации: запись к врачу, ведение ЭМК, персонифицированный учет, ведение регистров, внутренняя интеграция, в том числе с кадровой системой, а также основной функционал для автоматизации процессов диагностических, клинических и параклинических отделений стационаров и амбулаторно-поликлинического звена. В большинстве случаев, судя по ТЗ, также произведена интеграция на уровне региона и обеспечена связь с федеральным сегментом ЕГИСЗ.
Однако, сопоставив текущую картину с картой систем, ранее имевшихся в отдельных медучреждениях, эксперты отмечают, что, за редким исключением, создания единого информационного пространства на уровне регионов пока не произошло, в части ЛПУ ранее установленные МИС не интегрированы в созданный региональный сегмент. Из 83 субъектов федерации о проведенной интеграции с федеральным сервисом ИЭМК сообщили Белгородская и Омская области, а также Хабаровский край, еще десять регионов подключили к федеральному сервису по несколько организаций.
В ряде случаев произошла замена успешно развернутых МИС в ЛПУ на новые. И хотя измерить изменение качества функциональности невозможно, ясно, что необходима более глубокая интеграция в единое информационное пространство регионов всех систем, успешно работающих в ЛПУ, выработка на федеральном уровне детальных требований к данным (в том числе ЭМК), регламентам информационного обмена и минимальной обязательной базовой функциональности информационных систем в здравоохранении, а также последующая доработка функционала этих систем. «Такой подход мог бы существенно поднять эффективность проведенной работы», — полагает Андрей Алмазов, управляющий партнер «Базис-Мед».
Реализация масштабной ИТ-программы не привела к заметным структурным изменениям рынка. Кроме одного нового системного игрока — «Ростелекома», других серьезных компаний и альянсов, доказавших жизнеспособность, не возникло, конкуренция в регионах шла по модели «все со всеми», широко использовался демпинг, некоторые конкурсы были выиграны компаниями, не сумевшими исполнить контракты, и они были расторгнуты «по соглашению сторон». Сохранилось многообразие платформ и архитектур прикладного ПО. Сама попытка подойти к информатизации регионального здравоохранения комплексно — это шаг вперед, но пока незначительный, поскольку практически везде отсутствует интеграция с системами административно-хозяйственной деятельности, не исключен двойной ввод данных, не созданы ИЭМК, объединяющие данные МИС ЛПУ на уровне региона. Впереди еще непочатый край сложной и интересной работы.
Всю собранную к настоящему времени информацию, включая сведения о победителях конкурсов на региональный сегмент единой государственной информационной системы здравоохранения и выбранных регионами медицинских информационных системах, можно найти на сайте проекта MedIT по адресу http://www.osp.ru/medit/2013/03/13034242.html.