На конференции «ФЗ-223: проблемы исполнения закона и перспективы развития закупочной деятельности в рамках изменения законодательства», которая состоялась 10 декабря, подводились первые итоги реализации нового федерального закона, а также говорилось о контроле за его исполнением и практическом применении в закупочной деятельности.
Федеральный закон № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» вступил в силу 1 января 2012 года, однако применяться на практике он стал только с 1 октября — до этого момента у компаний не было возможности зарегистрироваться на портале госзакупок.
Согласно закону, госкорпорации и госкомпании, организации сферы электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации твердых бытовых отходов, ГУПы, МУПы, автономные учреждения, а также хозяйственные общества, в чьем уставном капитале доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает 50%, обязаны публиковать сведения о своих закупках на упомянутом портале.
«К сегодняшнему дню на портале зарегистрировалось более 15 тыс. организаций, а общее их количество, по прогнозам, может превысить 400 тыс.», — сообщил Иван Анохин, заместитель начальника отдела развития электронных закупок департамента развития Федеральной контрактной системы Минэкономразвития.
Компании не торопятся регистрироваться на портале и размещать на нем заказы — некоторые о необходимости такой меры еще попросту не знают, другие же просто откладывают эту работу.
«В данный момент к нарушителям практически не применяется санкций, так как закон только начинает использоваться», — пояснил Дмитрий Пангин, генеральный директор группы электронных площадок OTC.RU.
«Необходимость выкладывать сведения на портал, конечно, прибавляет работы сотрудникам, которые занимаются закупками в организации. Но это повышает открытость сведений о госзаказах», — считает Алексей Галкин, начальник отдела развития электронных закупок департамента развития федеральной контрактной системы Минэкономразвития России.
Упростить работу заказчиков и сэкономить их время призваны электронные площадки, на которых проводятся конкурсы, тендеры и аукционы. Опубликованные на электронной площадке заказы автоматически появляются на сайте госзакупок.
«Заказчик может использовать другие электронные ресурсы для проведения конкурса или аукциона, но ему потребуется собственная площадка для размещения сведений о закупке и защищенный канал обмена электронными документами. В большинстве случаев это обходится дороже, чем использование электронной площадки», — отметила Мария Томах, начальник отдела управления контроля ЖКХ и природных ресурсов Федеральной антимонопольной службы.
Томах напомнила, что компании, подпадающие под действие ФЗ-223, должны самостоятельно разработать свое положение о закупках и оговорить в нем условия отбора поставщиков и критерии работы с ними. Организации, не имеющие положения о закупке, автоматически переходят на использование закона ФЗ-94.