ПО МНЕНИЮ УЧАСТНИКОВ ФОРУМА, интегрировать системы любого масштаба без потери гибкости и работоспособности можно, однако для этого надо использовать промышленные платформы и решать задачу интеграции комплексно |
По мнению участников второго форума «Интеграция сложных прикладных систем 2012», организованного издательством «Открытые системы», интегрировать системы любого масштаба без потери гибкости и работоспособности можно, однако для этого надо использовать промышленные платформы и решать задачу интеграции комплексно.
Суть информационных технологий не в процессе разработки ПО или развертывании универсальных систем автоматизации, а в том, как с их помощью приносить пользу конкретным предприятиям и заказчикам. В этом контексте интеграция корпоративных информационных ресурсов — не методология объединения разных решений, а система практических методов, принципов и философии построения единой среды поддержки бизнеса, единственное назначение которого — создавать заказчика и обслуживать его. Сформулировать принципы просто, гораздо сложнее претворить их в жизнь, напомнила Марина Аншина, председатель комитета по стандартам Российского союза ИТ-директоров. Интеграции на пустом месте не бывает, и корпоративный информационный ландшафт — это конгломерат множества автоматизированных систем и оборудования разных поколений, людей с их привычками и опытом, а также корпоративных стандартов, с которыми необходимо считаться. Вместе с тем потребность в интеграции, по словам Аншиной, будет всегда, хотя бы потому, что сегодня ИТ в целом, как и отдельные программы, оказывает влияние на окружающую бизнес-среду, а потому снова и снова появляется потребность в интеграции, проекты которой становятся перманентными, их нельзя завершить.
Практическим опытом интеграции сложных прикладных систем на примере платежной системы Банка России поделился Александр Шибаев, начальник управления эксплуатации обеспечивающих систем. Он рассказал об унифицированном электронном взаимодействии компонентов системы ЦБ, объединяющей 78 регионов страны. От надежности данного решения зависит стабильная работа всей национальной финансовой системы, поэтому ясно, что в проекте пришлось решать множество задач. Как на ненадежных каналах сделать устойчивую систему, как осуществить мониторинг движения платежных поручений, проходящих через разнородные узлы, задержка в передаче которых может сразу вызвать переполох на самом высшем уровне? Для решений таких масштабов очень важна промышленная платформа одного из ведущих вендоров. Это надежно, хотя и недешево, однако, учитывая, что систему Банка РФ использует также Федеральное казначейство, выбор по цене неуместен.
О важности интеграции приложений и автоматизации процессов на промышленной платформе говорил на форуме и Максим Азрильян, главный технический архитектор «Альфа-Банка», в докладе, посвященном интеграции платформ и приложений при создании новой версии системы интернет-банкинга «Альфа-Клик 2.0». Взять любое решение и написать на его базе код или сделать разработку целиком своими силами, и это, возможно, будет нормально работать, если к такой системе происходит тысяча обращений в день. Но когда речь идет о тысячах вызовов в час, такой подход обернется постоянными срывами в работе бизнеса, отметил Азрильян. Доморощенные решения не учтут все нюансы работы системы, включая использование процессорных ресурсов, памяти, оптимизацию производительности при высоких нагрузках, и, как следствие, не обеспечат быстрого восстановления в случае сбоев. В качестве платформы интеграции в «Альфа-Банке» применяется решение IBM WebSphere Business Integration Server, основанное на технологии IBM WebSphere MQ, реализующей механизм очереди сообщений и обеспечивающей асинхронный гарантированный обмен данными между приложениями на разных операционных платформах, включая необходимое преобразование форматов данных. На базе WebSphere Application Server реализовано ядро системы «Альфа-клик», взаимодействующей с АБС Equation, системами процессинга, розничного кредитования, вторичных продаж и платежными системами «Яндекс.деньги», WebMoney, QIWI, RBKmoney.
Современные ИТ позволяют интегрировать что угодно с чем угодно — вопрос в цене и надежности результата, однако, как неоднократно отмечалось докладчиками, только технологий мало, и без идеологии интеграционных процессов не обойтись. Нового уровня зрелости, по мнению Азрильяна, при выполнении проектов интеграции позволяет достичь идея процессной обработки, а не объединение каждый раз между собой отдельных приложений. К выбору инструментов интеграции нельзя подходить только с технологической точки зрения — важно учитывать идеологию интеграционных процессов, что позволит минимизировать число взаимодействий.
Идею процессной обработки поддержал в своем выступлении Анатолий Белайчук, президент компании «Бизнес-Консоль», считающий, что успешен будет только проект, в котором интеграция выполнена на всех трех уровнях: данных, функций и событий. Однако докладчик обратил внимание участников форума, что за проблемами интеграции зачастую скрываются не трудности согласования форматов данных или нестыковка API, а проблемы взаимодействия подразделений и людей, вызванные отсутствием объединяющей бизнес-цели. В ситуации, когда не системы не интегрированы, а подразделения организации не договорились о координации усилий, проект интеграции будет торпедирован, считает Белайчук, и приводит в качестве иллюстрации интеграционные решения SAP, обладающие отличным API, которые, однако, начинают работать только при правильном подходе к их применению, учитывающем особенности роли конкретного исполнителя.
В докладе Александра Борисова, технического менеджера компании Informatica, специализирующейся на интеграции данных, было рассказано об особенностях применения технологии Hadoop на всех стадиях обработки больших массивов данных, от их сборки, «очистки» и до визуализации. Компания помогает организациям оптимизировать их инвестиции как в Hadoop, так и в средства интеграции данных, извлечения и управления знаниями. Признанным специалистом в последней технологии является компания Computel, доклад представителя которой был посвящен особенностям внедрения Единой системы управления нормативно-справочной информацией. Оба эти доклада были логично дополнены презентацией специалистов компании IBS, рассказавших об опыте создания единой экосистемы интеграции приложений на примере Банка России.
Успешные интеграционные проекты, как отметила Аншина, живут, пока налажено их грамотное сопровождение, а здесь большинство отечественных предприятий пока еще находится на очень низком уровне организационной зрелости, когда процедуры сопровождения, профилактики и коррекции хотя и выполняются, но неформально. Однако, если все команды интеграционных проектов будут применять единый формат атомарных модулей приложений, единый репозиторий исходного кода, единые правила игры, а процедуры сопровождения будут полностью определены и постоянно совершенствоваться, можно построить интеграционное решение, позволяющее безболезненно встраивать в информационный ландшафт предприятия новые элементы.
Партнерами форума стали компании Informatica, Computel, IBS, BMC, Software AG и CompFort.