ПАВЕЛ ЗАЙЦЕВ: «Рынок мобильной связи в России уже существенно превысил по объему доходов рынок фиксированной связи» Источник: «Ростелеком» |
3 декабря, в день запуска своей первой базовой станции 3G в Санкт-Петербурге, «Ростелеком» провел пресс-конференцию, посвященную положению компании на рынке мобильной связи.
Развитие мобильного бизнеса является одним из стратегических приоритетов «Ростелекома», заявил на встрече с журналистами Михаил Магрилов, вице-президент по стратегии и операционной эффективности компании. Он подчеркнул, что подобной стратегии сейчас придерживается большинство крупных операторов, изначально ориентированных на рынок фиксированной связи. Как показала практика, во всем мире попытки телекоммуникационных провайдеров компенсировать падение выручки от стационарной голосовой связи доходами от дополнительных сервисов, таких как кабельный доступ в Интернет и интерактивное телевидение, не приносят ожидаемых позитивных результатов. Выручка традиционных компаний связи снижается, а их абоненты уходят к операторам, готовым предложить комплексные услуги в области мобильной и фиксированной связи. Такие компании тоже теряют доходы в фиксированном секторе, но за счет мобильного сегмента их «сальдо» остается положительным.
«Мобильный бизнес, особенно сегмент передачи данных, сегодня является ключевым драйвером роста выручки универсальных операторов, он также обеспечивает дифференциацию от конкурентов за счет пакетированного предложения услуг», — отмечает Магрилов.
Ему вторит Павел Зайцев, старший вице-президент «Ростелекома». Ссылаясь на результаты исследований iKS-consulting, Ovum и собственные оценки «Ростелекома», Зайцев сообщил, что рынок мобильной связи в России уже существенно превысил по объему доходов рынок фиксированной связи, а темпы роста первого вдвое превышают динамику второго. К 2016 году рынок мобильной связи в России превысит размер рынка услуг фиксированной связи в 1,9 раза и составит 1,437 трлн руб. При этом рынок мобильного широкополосного доступа будет расти быстрее рынка фиксированного доступа и превысит его в 1,7 раза в 2016 году. К тому времени объем продаж услуг мобильного ШПД вырастет до 485 млрд руб. О значимости сегмента мобильной связи для «Ростелекома» говорит и такой факт: рынок мобильной связи Москвы и Московской области, на который планирует выйти «Ростелеком» с услугами 3G, сопоставим с рынком фиксированных голосовых услуг всей России (180 млрд и 200 млрд руб. соответственно). Надо ли объяснять, что фиксированный голос все еще остается главным источником доходов «Ростелекома», а имеющиеся мобильные активы «угасание» этого источника компенсировать пока не готовы? Их надо развивать.
В настоящее время «Ростелеком» и его дочерние компании (НСС, БВК, ЕТК, «Скай Линк», «Волгоград GSM», АКОС, БИТ) оказывают услуги мобильной связи на территории 59 регионов России, обслуживая более 13,5 млн абонентов. В 27 регионах компания развернула активное строительство сетей третьего поколения. Так, в конце ноября 2012 года первая сеть 3G «Ростелекома» заработала в Иркутской области. 3 декабря в Санкт-Петербурге был совершен первый звонок с базовой станции 3G «Ростелекома». Запуск питерской сети в коммерческую эксплуатацию запланирован в третьем квартале 2013 года. А 4 декабря «Ростелеком» совершил символический прорыв на столичный рынок, установив первую собственную базовую станцию в Московской области.
По состоянию на 1 декабря у оператора имелось в общей сложности 2246 базовых станций. Всего в рамках инвестиционной программы запланировано установить более 8 тыс. базовых станций, из которых 6 тыс. будет запущено до конца 2013 года. Основными поставщиками оборудования и решений для сетей 2G/3G по результатам проведенных тендеров «Ростелекомом» выбраны компании Ericsson и Huawei.
Ежемесячно компания рассчитывает устанавливать по 700 новых базовых станций 3G; большинство из них впоследствии можно будет перепрограммировать для поддержки LTE. В первом квартале заработают 3G-сети «Ростелекома» в Красноярске, Нижнем Новгороде и Владивостоке; во втором квартале — на Урале, в Поволжье, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Тамбове, Новосибирске. Наконец, в последней четверти 2013 года намечен запуск коммерческой сети в Москве и Московской области. В пяти регионах (Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Самарская и Новосибирская области) у «Ростелекома» ранее не было собственных мобильных активов, и компания впервые выходит на эти рынки.
Также фактически с нуля оператору предстоит поставить «на ноги» бизнес в корпоративном сегменте мобильной связи. У «Ростелекома» богатый опыт обслуживания деловых пользователей в области фиксированной связи, но завоевать доверие мобильных B2B-абонентов ей будет непросто. Для этого как минимум нужно обеспечить полноценное сетевое покрытие на лицензионной территории и расширить ее на всю Российскую Федерацию. Вот тогда, возможно, «Ростелекому» удастся подтвердить заявленный статус федерального сотового оператора и участника «большой четверки».