ПО МНЕНИЮ Николая Никифорова, операторы заинтересованы в том, чтобы закон вступил в силу как можно позже |
23 ноября Госдума приняла в первом чтении проект закона, который обеспечит пользователям мобильной связи право сохранять абонентские номера при заключении договоров с другими операторами (переносимость абонентского номера). Накануне первого чтения состоялась пресс-конференция, где законопроект прокомментировали представители исполнительной и законодательной властей.
Руководитель Минкомсвязи Николай Никифоров напомнил, что инициатором проекта выступил глава кабинета министров Дмитрий Медведев, который впервые поднял этот вопрос в апреле 2012 года. А 19 ноября премьер дал конкретное поручение министерству и законодателям разработать соответствующий закон. Никифоров убежден, что отмена так называемого мобильного рабства заставит операторов повысить качество услуг связи, владельцы сотовых сетей будут вынуждены приложить дополнительные усилия для поддержания лояльности клиентов. По прогнозам министерства, до 3 млн российских абонентов ежегодно будут мигрировать от оператора к оператору с сохранением прежнего номера.
Чтобы как-то компенсировать операторам потери, сопутствующие миграционному процессу, законопроект предполагает возможность взимания с абонента платы в размере до 100 руб. при каждом его переходе в другую сеть с сохранением номера. Но это предельный тариф, и операторам предоставлено право вообще отказаться от взимания соответствующих платежей. Председатель Союза потребителей России Петр Шелищ, впрочем, высказался за повышение стоимости услуги переносимости номера до 300 руб., дабы абоненты не злоупотребляли такой возможностью и принимали ответственные решения.
Перейти от одного оператора к другому несколько раз в неделю «легкомысленным» абонентам точно не удастся. Дело в том, что сама процедура переносимости номера подразумевает ряд организационно-технических мероприятий, на которые в среднем потребуется от трех дней до недели.
Предполагается, что закон вступит в силу с начала 2014 года. А весь 2013-й уйдет на подготовку необходимых подзаконных актов и реализацию технологических процедур по поддержке требований закона в компаниях связи.
Прежде всего для технической реализации закона потребуется создать специальную базу данных перенесенных номеров. Пунктом 5 статьи 1 законопроекта предусматривается, что «оператором базы данных перенесенных номеров будет являться федеральный орган исполнительной власти в области связи», но какой именно орган, еще не определено. На создание базы данных, естественно, понадобятся деньги. Закон предусматривает, что необходимые для этих целей средства будут аккумулированы в специально созданном «резерве универсального обслуживания», а эксплуатация базы данных перенесенных номеров будет финансироваться операторами.
Подобный механизм сложно назвать прозрачным, и это не единственное препятствие на пути к отмене «мобильного рабства» в нашей стране. Судя по всему, законопроект потребуется доработать и принять большое число подзаконных актов. Например, пока не очень понятно, как сочетается предложенная переносимость номера с бурным развитием в России мобильной коммерции и мобильного банкинга. Неясно, кто будет гарантировать сохранность персональных данных абонента при переходе от одного оператора к другому. Эти данные неожиданно могут быть скомпрометированы, а ответственным за инцидент может оказаться и новый, и старый поставщик услуг связи. В этих условиях абоненту будет сложнее защитить свои права и возместить потери от утечки личных данных, например номера банковской карты.
Пока также неясно, будет ли действовать закон только в пределах одного региона или в масштабах всей страны. В проекте закона говорится о сохранении абонентского номера лишь в пределах определенной территории. Но Никифоров высказался за то, чтобы в конце концов обеспечить услуге переносимости номера экстерриториальность в масштабах всей страны.
Еще один сложный момент — переход к другому оператору корпоративных пользователей со всем пулом предоставленных номеров. Уход клиента с тысячей сотрудников и родственников, подключенных в рамках корпоративного контракта, станет крайне болезненным для любого оператора. Они, вероятно, начнут борьбу за наиболее перспективных заказчиков, предлагая им за переход специальные программы и скидки. Нечестная конкуренция может проявиться и на массовом рынке. Представим себе ситуацию, что один оператор объявляет акцию, в рамках которой всем абонентам другого оператора, чьи номера заканчиваются на определенную цифру, гарантируются некие льготы за переход с сохранением номера. Поэтому компании связи воспринимают законопроект, мягко говоря, «сложно». Как заявил руководитель Минкомсвязи, операторы «заинтересованы в том, чтобы закон вступил в силу как можно позже». При этом он «своим словом» заверил общественность, что не позволит операторам переложить на абонентов бремя дополнительных расходов.