ИЛЬЯ МАССУХ: «Вслед за госуслугами в электронный вид должны переводиться услуги коммерческих учреждений» |
С 30 октября по 2 ноября в Москве, уже в 23-й раз, прошла выставка SofTool, экспозиция которой охватывает практически все направления развития ИТ-индустрии: от сетевых решений и систем хранения данных до автоматизации предприятий, электронного документооборота и систем безопасности. Негласно SoftTool считается выставкой отечественной ИТ-индустрии, так как большая часть компаний-участниц — российские разработчики информационных технологий. Активное участие в выставке традиционно принимают регионы России. В этом году свои решения в области электронных услуг и другие разработки представили десять регионов.
В рамках выставки состоялось большое количество деловых, научных и информационных мероприятий: III Московский суперкомпьютерный форум (см. подробнее статью на стр. 6), семинар «Современная ИТ-стратегия», конкурс лучших решений «SofTool: продукт года». Также прозвучали тематические доклады компаний-участниц, затрагивающие самый широкий круг вопросов современной компьютерной индустрии и демонстрирующие последние достижения и разработки в области информационных технологий. Одним из центральных событий выставки стала конференция «Электронное государство XXI века», на которой эксперты обсудили перспективы развития универсальной электронной карты и госуслуг, а также затронули вопросы электронной демократии.
Открыл конференцию Илья Массух, глава Фонда информационной демократии. По его мнению, предоставлять услуги в электронном виде вслед за государством должны начать и коммерческие структуры.
«Следующим этапом будет преобразование госуслуг вообще в услуги населению. Структуры, которые мы часто ассоциируем с государством, уже давно стали коммерческими — ТСЖ, эксплуатационные конторы, управляющие компании. Задача власти поощрять эти структуры, чтобы они переводили свои собственные услуги в электронный вид», — считает Массух.
Павел Хилов, руководитель Экспертного центра информационного государства, тоже считает, что электронные услуги могут быть и негосударственными; к примеру, услуги частных поликлиник и образовательных учреждений будут востребованы гражданами в электронном виде. Согласно исследованию, проведенному Экспертным центром, у россиян пользуются популярностью услуги, связанные со здравоохранением, ЖКХ, безопасностью и социальной поддержкой. 99% обращений, поступающих на единый портал госуслуг, — это запросы услуг федерального уровня и всего 1% приходится на услуги регионального уровня. Это говорит о том, что региональных услуг в электронном виде предоставляется пока недостаточно. Массух отметил, что изменить сложившуюся ситуацию и ускорить переход на электронное взаимодействие поможет программа субсидирования регионов.
На конференции сообщалось, что полномасштабная реализация проекта «Универсальная электронная карта» стартует 1 января 2013 года. С февраля 2012 года в Татарстане, Башкирии, Коми, Санкт-Петербурге, Астрахани и Краснодаре проходит пилотное внедрение УЭК. В ближайшие несколько лет УЭК заменит россиянам множество различных документов. В настоящее время на карте установлено приложение, позволяющее идентифицировать личность гражданина, определить его страховой номер индивидуального лицевого счета. Скоро функционал карты дополнит электронная цифровая подпись.
В будущем регионы смогут размещать на карте свои приложения. С 1 января 2013 года карту будут выдавать гражданам России по заявлению, с 1 января 2014 года она будет выдаваться всем, кроме тех, кто отказался в письменной форме. Минэкономразвития оценило расходы на выпуск и внедрение УЭК в течение пяти лет на уровне 135-165 млрд руб.
Впервые в программе конференции «Информационное общество» появилась секция «Электронная демократия: кому это нужно?». На круглом столе «Общественное участие как элемент открытого государства» эксперты обсудили проблемы и пути развития электронной демократии.