Масаеси Сон первым представил iPhone в Японии в 2008 году |
В 2001 году крупнейшему оператору Японии Nippon Telegraph and Telephone пришлось испытать шок. NTT только что запустил сервис доступа к Интернету по технологии DSL, как вдруг дорогу ему перешла компания Softbank.
Набравшаяся сил благодаря серии метких инвестиций в интернет-стартапы, Softbank начала создавать свой собственный бизнес доступа в Интернет, не боясь при этом заступать на территорию такого грозного соперника, как NTT.
DSL-сервис Softbank дебютировал по тарифам вдвое меньшим, чем у NTT, заставив крупнейшего оператора и других конкурентов тоже сбивать цены. Благодаря активным инвестициям в самые современные технологии Softbank в считанные месяцы удалось предложить не только менее дорогой доступ по DSL, но и самый быстрый. Блицкриг Softbank сопровождался агрессивной маркетинговой кампанией: людям на улицах, согласившимся подключиться, предлагали бесплатные DSL-модемы.
В то время на японском рынке телекоммуникаций практически не было конкурентной борьбы. Малочисленные независимые операторы обычно предлагали тарифы лишь чуть-чуть ниже, чем у NTT, а более низкие цены в глазах консервативного японского потребителя никогда не были способны затмить стабильность, масштабность и надежность, с которыми ассоциировалось имя NTT. Однако предложение Softbank выглядело слишком хорошим, чтобы от него отказаться.
Со времени своего смелого выхода на японский рынок DSL-доступа Softbank продолжала в том же духе: в компании не боялись бросать вызов крупным игрокам и привыкли к тому, что поначалу ее не воспринимают всерьез. Ее главными инструментами стали заманчивые расценки и новые технологии, а генеральный директор Масаеси Сон без колебаний делал крупные финансовые ставки. Опубликованное газетой Nikkei известие о том, что Softbank ведет переговоры со Sprint о «внушительном вложении» или даже о полном приобретении, вполне отвечает общей стратегии японского гиганта.
Компания начала свою деятельность в 1981 году как дистрибьютор программного обеспечения и издатель компьютерных журналов. Первое десятилетие своего существования Softbank продолжала этот бизнес, но затем приступила к расширению и к середине 90-х ускорила темп, купив пакет акций Yahoo, в то время начинающей компании. В считанные месяцы Softbank увеличила долю в Yahoo до 37% и смогла расширять свой бизнес благодаря уверенному росту акций американской компании.
Среди первых инвестиций Softbank — приобретение американского издательства Ziff Davis и образование совместного предприятия с корпорацией News Corp., принадлежащей Роберту Мердоку, в попытке резко изменить ландшафт рынка спутникового вещания в Японии. На протяжении последующих лет Softbank инвестировала в серию стартапов и сегодня владеет пакетами крупнейших китайских интернет-компаний Renren и Alibaba.
В середине 2000-х, когда японское правительство пыталось оживить конкурентную борьбу на локальном рынке телекоммуникаций, Softbank наконец завоевала доверие властей, чтобы получить лицензию оператора мобильной связи — в Японии для этого никогда не было достаточно одних только денег. Однако, несмотря на все попытки Softbank, больше частот ей не предоставляли, поэтому компания мгновенно ухватилась за шанс, когда руководство британского оператора Vodafone решило оставить японский рынок. Vodafone появился в Японии за несколько лет до того, купив местного оператора номер три, но европейской компании не удавалось заинтересовать телефонами мировых марок и своими сервисами капризных японских абонентов.
Softbank купила Vodafone Japan, и в считанные месяцы рынок мобильной связи получил свежую струю конкуренции. Компания залезла в большие долги ради этой покупки, но ей удалось выплатить их путем продажи своей доли в Yahoo.
Масаеси неоднократно выражал свое восхищение Стивом Джобсом и первым представил iPhone в Японии в 2008 году. В то время японский рынок сотовых телефонов варился в собственном соку, предлагая массу аппаратов местного производства, которые не продавались за рубежом, и не имея ни одной из зарубежных моделей, популярных во всем остальном мире.
Поначалу аналитики сомневались, что iPhone понравится японским потребителям. Однако со временем те признали, что качественные товары создают не только в пределах их страны, и многие местные производители мобильных телефонов «вошли в штопор», после которого некоторые до сих пор так и не восстановились.
Недавно в Softbank объявили о приобретении оператора мобильной сети передачи данных eAccess за 2 млрд долл. В результате этой покупки Softbank станет оператором номер два в Японии.
Если же компания действительно купит третьего по величине американского оператора Sprint, США могут стать следующей страной, которая познакомится с бескомпромиссным стилем бизнеса Масаеси Сона.