ОСНОВАТЕЛЬ КОМПАНИИ Sharp Токиши Хаякава считал, что «периоды спада — лучшее испытание для человека. По-настоящему блестящие идеи приходят тогда, когда мы в нужде»
ОСНОВАТЕЛЬ КОМПАНИИ Sharp Токиши Хаякава считал, что «периоды спада — лучшее испытание для человека. По-настоящему блестящие идеи приходят тогда, когда мы в нужде»
Источник: Sharp

Есть определенная закономерность в том, что компания Sharp, акции которой давно и твердо находятся в красной зоне, которая имеет огромные долги, которая сокращает рабочие места и снижает зарплаты и склады которой забиты товарами, неспособными пробить себе путь на жестоком рынке жидкокристаллических телевизоров, так настойчиво продвигает семейство пылесосов с голосовым управлением.

Все 100 лет работы компания строила свое будущее на воплощении самых смелых идей.

Достаточно начать с того, что основал ее конструктор-самоучка Токиши Хаякава. Его первым изобретением, предложенным в 1912 году, была защелкивающаяся пряжка для ремня. Ему было суждено потерять компанию, но он сумел восстановить ее, хотя еще несколько раз вновь подходил почти вплотную к краю пропасти. Хаякава придерживался очень простого подхода — изобретать не останавливаясь, пока что-то не найдет спроса.

«Периоды спада — лучшее испытание для человека. По-настоящему блестящие идеи приходят тогда, когда мы в нужде», — говорил Хаякава, скончавшийся в 1980 году.

Истории об основателях компании сейчас не лучшим образом напоминают рождественские сказки, но они, образно говоря, уже впитались в кровь Sharp. Компании есть чем гордиться в своей истории: первое радио, созданное в Японии, первые калькуляторы с большими интегральными схемами и жидкокристаллическими экранами, первые видеокамеры с ЖК-экранами, первый сотовый телефон потребительского класса со встроенной камерой и, конечно, множество первоклассных, часто уникальных в своем классе телевизоров. И почти в каждой новинке было что-то такое, что можно было бы расценивать как неудачную шутку или издевательство: на калькуляторе устанавливались миниатюрные счеты, настольный телевизор с двумя экранами, направленными в противоположные стороны, «недосчитывался» второго приемника, фен по причудливой логике объединялся с бритвой, а холодильник — с микроволновой печкой... Теперь же компания намеревается заполнить рынок говорящими пылесосами.

Компания испытывает острые финансовые затруднения после избыточных вложений в производство жидкокристаллических панелей. Потери в текущем году грозят составить 3 млрд долл. Компания имеет огромные долги, ее статус снижен до мусорного, недвижимость заложена для получения экстренного кредита, уже сокращено 5 тыс рабочих мест и снижены зарплаты оставшимся сотрудникам.

Трудно даже предположить, как Sharp удастся восстановиться при теперешнем бедственном положении, но в компании планируют вернуться к корням и сделать новую попытку. В связи с отсутствием средств отменены какие бы то ни было празднования 100-летней годовщины. Руководство ограничилось лишь коротким обращением президента Такаши Окуда, посвященным выдающимся возможностям, которые открываются перед смелыми изобретателями.

ОСНОВАЛ КОМПАНИЮ Sharp конструктор-самоучка Токиши Хаякава, изобретший в 1912 году защелкивающуюся пряжку для ремня, с помощью которой можно было менять его длину, не прокалывая отверстий. Получив массу заказов на пряжку для ремня, Хаякава принял решение начать свой бизнес В 1915 ХАЯКАВА ЗАПАТЕНТОВАЛ и наладил производство механического карандаша в никелевом корпусе, который позиционировался как «вечно острый», поскольку не требовал заточки. Это и дало в дальнейшем название корпорации (sharp в переводе с английского значит «острый». — Прим. ред.)
ОСНОВАЛ КОМПАНИЮ Sharp конструктор-самоучка Токиши Хаякава, изобретший в 1912 году защелкивающуюся пряжку для ремня, с помощью которой можно было менять его длину, не прокалывая отверстий. Получив массу заказов на пряжку для ремня, Хаякава принял решение начать свой бизнес В 1915 ХАЯКАВА ЗАПАТЕНТОВАЛ и наладил производство механического карандаша в никелевом корпусе, который позиционировался как «вечно острый», поскольку не требовал заточки. Это и дало в дальнейшем название корпорации (sharp в переводе с английского значит «острый». — Прим. ред.)

«Мы стремимся найти новые пути роста, открывающие перед нами блестящее будущее, намерены превратить компанию в законодателя стиля жизни и предложить новинки, изменяющие образ жизни и работы людей. В работе над продуктами мы будем смотреть на них глазами покупателей и в то же время постараемся заложить новые традиции», — сказал он.

Sharp ведет переговоры с Hon Hai, родительской компанией тайваньского производителя Foxconn Electronics, о получении инвестиций в обмен на 10% своих акций. О сделке было объявлено в мае, но она была отменена, когда акции Sharp обесценились. Терри Гоу, председатель совета директоров Hon Hai, занимает в этих переговорах все более жесткую позицию. Любая плохая новость из Японии укрепляет его положение и дает возможность требовать от Sharp по-настоящему кабальных условий.

Многие инвесторы утверждают, что компания вскоре обанкротится. Но она уже не раз подходила к черте и, как показывает ее 100-летняя история, всегда находила силы выправиться.

В 1923 году производство изобретенного Хаякава механического карандаша было прекращено из-за землетрясения в Токио. Это землетрясение силой в 7,9 балла вызвало пожары, несколько дней не прекращавшиеся в предместьях Токио, застроенных деревянными домами. Погибло свыше 100 тысяч человек, сам изобретатель потерял жену и двоих детей. Его фабрика была уничтожена, и позже он переехал в Осаку, чтобы выплачивать долги.

Он смог восстановить компанию, поставив практически все на модное направление — радио. На этом рынке действовало уже больше 80 компаний в одной Японии. Но в годы разрухи после Второй мировой войны рынок почти сошел на нет. В 1950 году компания оказалась в ситуации, очень похожей на нынешнюю: чрезмерные вложения в продукт массового потребления, большие потери на фоне долгов и все более ужесточающееся давление со стороны банков.

 

В 1923 ГОДУ КАРАНДАШНАЯ ФАБРИКА сгорела и все пришлось начинать с нуля. В 1925 году Хаякава, увидев в одном из магазинов радиоприемник, решил связать свою судьбу с производством радио. О принципах радио и основах электричества он ничего не знал, но решил собрать радиоприемник на свой страх и риск В 1951 КОМПАНИЯ продемонстрировала первый в Японии работающий прототип телевизора. В 1952 фирма выпустила свои первые стиральную машину и холодильник. В 1961 была разработана первая на острове микроволновая печь, уже на следующий год пущенная в массовое производство
В 1923 ГОДУ КАРАНДАШНАЯ ФАБРИКА сгорела и все пришлось начинать с нуля. В 1925 году Хаякава, увидев в одном из магазинов радиоприемник, решил связать свою судьбу с производством радио. О принципах радио и основах электричества он ничего не знал, но решил собрать радиоприемник на свой страх и риск В 1951 КОМПАНИЯ продемонстрировала первый в Японии работающий прототип телевизора. В 1952 фирма выпустила свои первые стиральную машину и холодильник. В 1961 была разработана первая на острове микроволновая печь, уже на следующий год пущенная в массовое производство

Как и теперь, компании пришлось сократить численность сотрудников, но она сохранила достаточно средств, чтобы выжить и продолжать вкладывать в инновации. Компания перестроила производство на радио для военных целей. Когда началась война в Корее, Sharp стала получать огромные заказы от США и восстановила рентабельность.

ЗА СВОЮ БОЛЕЕ ЧЕМ 80-летнюю историю корпорацию SHARP неоднократно называли «первой», причем не столько в сфере бизнеса, сколько в сфере новых технологий и изобретений. Успех достигается за счет сочетания высокого качества с умеренными ценами и уникальными особенностями
ЗА СВОЮ БОЛЕЕ ЧЕМ 80-летнюю историю корпорацию SHARP неоднократно называли «первой», причем не столько в сфере бизнеса, сколько в сфере новых технологий и изобретений. Успех достигается за счет сочетания высокого качества с умеренными ценами и уникальными особенностями
Источник: Sharp и Wikipedia

«Хаякава расценил бы настоящее положение компании как поворотную точку, шанс двинуться в новом направлении, — сказал Ациши Окитсу, один из создателей выставки, посвященной основателю компании, в Музее предпринимательства в Осаке. — Если бы не землетрясение в Токио, Sharp, возможно, до сих пор выпускала бы карандаши».

В 1952 году Sharp попыталась разработать собственный телевизор, рассчитывая избежать закупки технологий у других компаний. Экспериментальное устройство оказалось вполне удачным, но в компании решили, что она уже слишком отстает, и закупили лицензию на черно-белую технологию у американского производителя RCA. Спустя 30 лет, в 1986 году, оставив RCA далеко позди, Sharp продемонстрировала свой первый жидкокристаллический телевизор. Это была модель с диагональю 3 дюйма, разрешением 92 тыс пикселов, и это была уже собственная разрабтка.

Компания активно вкладывала средства в жидкокристаллическую технологию и получала прекрасную отдачу — до 2008 года. Прибыли держались на рекордном уровне пять лет, а телевизоры марки Aquos получили признание во всем мире. На продвижение своей марки на мировом рынке компания истратила 121 млрд долл., построив два крупных завода за последние десять лет, в расчете главным образом на будущие прибыли.

Но время было уже другое. По данным исследовательской фирмы NPD DisplaySearch, средняя цена 32-дюймовой жидкокристаллической панели для телевизора упала с 1770 долл., как это было в 2003 году, до 144 долл. в текущем году.

Впрочем, все больше полагаясь на производство жидкокристаллических панелей, которое составляло в прошлом году 20% оборота и ввергает компанию во все большие потери, Sharp сохраняет верность традициям и осваивает весьма смелые новинки. Недавно она предложила семейство домашних паровых печек Healsio, в которых пища готовится с помощью перегретого пара, очистителей воздуха путем обработки электричеством высокого напряжения Plasmacluster и, наконец, Cocorobo — «говорящих» пылесосов.

Всю минувшую неделю Sharp предпринимала отчаянные попытки найти финансирование, чтобы встретить 100-летнюю годовщину в действующем состоянии, и завершила ее в какой-то мере традиционным для себя заключительным аккордом во время демонстрации нового пылесоса в выставочном комплексе в тихом городке Тенри в центральной Японии. Пылесос исправно выполнял команды, двигаясь по обширной территории демонстрационного зала, пока не услышал приказ возвращаться к зарядной станции. «О да», — произнесла машина и развернулась в противоположном направлении.