АЛЕКСЕЙ НАЩЕКИН: «Экономия от использования облачных технологий при построении электронного правительства в масштабах страны превысит триллион рублей» Источник: «Ростелеком» |
Перспективы развития электронного правительства обсуждались в ходе конференции «Взгляд в электронное будущее», прошедшей под эгидой «Ростелекома» в Сочи 13-14 сентября. Главное сообщение, которое устроители конференции постарались донести до экспертного сообщества, звучит так: электронное правительство в России в целом сформировано, действительно работает и активно развивается. Обоснованность этого тезиса пока вызывает сомнения у специалистов в области госуправления и ИТ. Поэтому современное положение дел в области создания электронного правительства обсуждалось на конференции очень подробно.
Что сделано
Как сообщил вице-президент по инновационному развитию «Ростелекома» Алексей Нащекин, инфраструктура электронного правительства, портал госуслуг и система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) уже построены. Также запущена в опытную эксплуатацию национальная облачная платформа, разработаны прикладные решения и сервисы в области медицины, образования, ЖКХ, безопасности и бизнеса. Образно говоря, фундамент, стены и крыша для строящегося здания готовы, осталось завершить отделочные работы.
Грандиозная стройка начиналась в непростых условиях. Все помнят, как буксовала ФЦП «Электронная Россия», с какими сложностями была сопряжена первичная информатизация госструктур в регионах. Сергей Калмык, директор департамента федеральных программ проекта «Информационное общество» «Ростелекома», напоминает, что в момент, когда компания получила статус «главного строителя» электронного правительства, в Рунете существовало уже более тысячи ресурсов, созданных различными госструктурами, но на них нельзя было получить ни одной услуги. Поэтому одной из первых задач, которую поставил перед собой «Ростелеком», стало создание единой точки входа для будущих пользователей. Такой точкой стал портал госуслуг. Сейчас граждане России могут получить через него более 3,7 тыс. электронных услуг и свыше 61 тыс. — информационных. 3 млн пользователей уже зарегистрировались на портале и получили более 8 млн услуг в электронном виде. Для доступа населения к инструментам электронного правительства создана Единая система идентификации и аутентификации, в которой кроме 3 млн физических лиц зарегистрировано 20 тыс. организаций. С помощью ЕСИА можно получить защищенный доступ не только на портал госуслуг, но и на порталы экспертизы законопроектов и госзакупок, к ресурсам Агентства стратегических инициатив и к региональным порталам госуслуг. К единой обменной шине СМЭВ уже подключены все министерства и ведомства, их в России более 900 во всех регионах. Работникам этих структур доступны 3 тыс. профессиональных сервисов, которые реализованы на базе примерно тысячи подключенных к СМЭВ информационных систем. Каждые 24 часа в СМЭВ обрабатывается 2,5 млн запросов. И каждый запрос фактически выводит из межведомственного документооборота одну бумажную справку или отчет.
Последние достижения России в области электронного правительства были отмечены зарубежными экспертами в исследовании ООН «E-Government Survey 2012: E-Government for the People». По итогам 2011 года наша страна поднялась в этом рейтинге на 27-е место, улучшив свои позиции сразу на 32 пункта. Лидером рейтинга второй раз подряд стала Южная Корея, которая в настоящее время сфокусировалась на построении мобильной версии электронного правительства — M-Government. Об этом на конференции рассказал Вон Джае Ли, исполнительный директор национального ИТ-агентства этой страны.
Впитываем мировой опыт
В 2012 году количество смартфонов в Корее превысит количество персональных компьютеров и ноутбуков, а в 2014-м пользователей мобильного Интернета будет больше, чем пользователей фиксированного доступа. И не учитывать эти важные тенденции, развивая институты электронного правительства, было бы безответственно, заявил Вон Джае Ли. По состоянию на середину 2011 года гражданам Республики Корея через смартфоны было доступно 335 госуслуг. Кроме того, некоторые услуги доступны владельцам обычных сотовых телефонов — они предоставляются на основе SMS и MMS через правительственный дата-центр, обслуживающий 190 различных агентств. Госструктурами в Корее также создано 173 мобильных сайта и 300 мобильных приложений для доступа граждан к информации различного рода, например о состоянии городского автомобильного трафика. В работе с населением государство активно задействует социальные инструменты — 40 центральных учреждений используют частные блоги как прямой канал общения с гражданами, более сотни центральных и региональных государственных организаций используют Twitter, Facebook и т. д., чтобы напрямую взаимодействовать с населением.
«Ростелеком», хотя и отстает от восточного соседа, тоже старается обеспечить многообразие доступа к ресурсам электронного правительства — в разных регионах действуют более тысячи инфоматов, через них доступно порядка 3 тыс. услуг, ежедневно осуществляется более 3 тыс. видеоконсультаций. Организован доступ и через мобильные устройства — 330 тыс. россиян имеют мобильный доступ к 30 электронным услугам и уже 150 тыс. раз они воспользовались ими. Создана разветвленная сеть центров телефонного обслуживания, которая обрабатывает до 5 тыс. обращений в день.
В упомянутом исследовании ООН по индексу e-participation (он учитывает возможности онлайн-общения граждан с правительством) Россия сейчас находится на восьмом месте в мире. Это неплохой результат, но наша страна уступает здесь Казахстану, вместе с Сингапуром занявшему вторую строчку в данном рейтинге. Зато мы опережаем многих наших соседей в другой приоритетной области — внедрении облачных технологий.
Курс на облака
«Ростелеком» приступил к созданию национальной облачной платформы «O7» в марте 2011 года, а через год она была запущена в опытную эксплуатацию. По сути, платформа представляет собой комплекс интегрированных информационных систем, ориентированных на предоставление органам исполнительной власти, юридическим и физическим лицам услуг по облачной модели. Сейчас на платформе запущены и работают в тестовом режиме онлайн-сервисы: «O7. Медицина», «O7. Образование», «O7. ЖКХ», «O7. Сити», «О7. 112», а также сервисы для малого и среднего бизнеса: «O7. ДОК» и «O7. Бизнес».
«Хотя об облаках много дискутируют, туманного в них ничего нет. Это просто способ предоставления услуги через Интернет. Вычисления вернулись на большие машины, и это всего лишь очередной виток развития ИТ», — заявил Нащекин. Он утверждает, что главным преимуществом облачной концепции является возможность существенно ускорить развертывание инфраструктуры электронного правительства и ощутимо сэкономить.
Россия, оказывается, реализует один из самых рачительных проектов построения электронного правительства в мире — инвестиции в эту программу составили у нас 180 млн долл., или 1,2 долл. на одного жителя. Южная Корея потратила на проект E-Government 1,6 млрд долл., или 35 долл. на душу населения, Сингапур — 15 млрд долл., или 3125 долл. на одного жителя, а США израсходовали на те же цели 36,5 млрд долл., или 118 долл. на человека.
Эффект от национальной облачной платформы огромен, утверждают в «Ростелекоме». По оценкам компании, затраты на создание информационной системы одного регионального органа власти при традиционном подходе составляют 400 млн руб. а при облачной модели — 120 млн руб. При этом сроки внедрения таких систем сокращаются с двух-трех лет до четырех-пяти месяцев.
В 2013 году «Ростелеком» планирует завершить миграцию всех основных госуслуг на облачную платформу.