СИНИТИ НОДЗИ надеется, что к 2014 году его компания займет 6% российского рынка устройств печати |
Компания Ricoh не раз меняла свою стратегию на российском рынке устройств печати и копирования. Так, в 2006 году она перешла к прямым продажам (см. «Ricoh набирает высоту», Computerworld Россия, № 33, 2006), объявив о том, что будет работать с дилерами, минуя дистрибьюторов, и сосредоточится на рынке высокопроизводительных систем; в 2008-м объявила о намерении выйти на рынок малого и среднего бизнеса, в связи с чем подписала третий дистрибьюторский контракт — с RRC EN (см. «Теперь и для SMB», Computerworld Россия, № 11, 2008), а в конце августа 2012 года снова заявила об интересе к офисному сегменту.
Этот интерес Синити Нодзи, генеральный директор компании Ricoh Rus, объяснил тем, что, хотя его компания и занимает лидирующие позиции на рынках офисной техники большинства регионов, в основном успех определяется продажами «тяжелой» техники. В России этот сегмент занимает около 5%, остальной рынок почти поровну поделен между принтерами, с одной стороны, и персональными копирами и МФУ — с другой. Для сравнения, в Германии на устройства старшего класса приходится 13%, во Франции — 21%.
При этом российский рынок уже превзошел немецкий и французский и продолжает расти, в отличие от западноевропейского. И, как полагают в Ricoh, увеличение общих продаж в стране невозможно без работы в сегменте персональных устройств — и по причине его размера, и в связи с тем, что без присутствия на нем узнаваемость торговой марки будет крайне низка. Изменить ситуацию призваны две группы новинок.
Первая — это классические монохромные лазерные устройства формата A4 нижнего уровня, на который, по оценке Ricoh, приходится 70% объема продаж в офисный сегмент. Новинок три: принтер Aficio SP 100, многофункциональное устройство «три в одном» Aficio SP 100SU и МФУ «четыре в одном» Aficio SP 100SF.
Вторая группа новинок — гелевые принтеры, три устройства формата A4: Aficio SG 2100N, Aficio SG 3110DN и Aficio SG 2100DNw. В этих устройствах для создания изображения, как явствует из их названия, используется специальный гель, устойчивый к воздействию воды и света, который мгновенно высыхает при соприкосновении с бумагой.
Юлия Козырева, руководитель отдела маркетинга Ricoh Rus, полагает, что гелевые принтеры займут нишу между струйными устройствами и лазерными — и по цене (устройства и отпечатка), и по скорости печати. Кроме того, они потребляют гораздо меньше энергии. Все операции (загрузка бумаги, управление, получение отпечатков) производятся на передней панели, поэтому принтеры можно устанавливать в условиях ограниченного пространства. Среди потенциальных потребителей называются учреждения здравоохранения.
Планы, связанные с новинками, у Ricoh достаточно амбициозные: в этом году компания намеревается занять с их помощью 1% рынка принтеров и МФУ, в следующем — уже 3%, а в 2014-м — 5-6%. Нодзи считает 5% рынка пороговым значением, его превышение свидетельствует об «активном присутствии» компании на рынке и дает пропуск в первую пятерку вендоров.
Вместе с принтерами Ricoh представила на наш рынок и проекторы, совсем новую для себя товарную группу. Правда, как отметил Нодзи, во многих проекторах других производителей стоят объективы Ricoh. На нашем рынке будут продаваться две модели начального уровня (для небольших переговорных), пять мобильных, две ультракороткофокусные, две стандартные (для переговорных вместимостью до 30 человек) и две профессиональные (для конференц-залов вместимостью до 100 человек). Из возможных не вполне пока стандартных сфер применения ультракороткофокусных моделей Козырева назвала создание цифровых вывесок для выставок и ресторанов.
В большинстве регионов мира, в том числе в Северной Америке и Западной Европе, Ricoh осуществляет прямые продажи. В России у компании есть сеть партнеров, осуществляющих не только продажу, но и обслуживание сложной техники, однако для продвижения новых устройств была выбрана традиционная двухуровневая модель. Дистрибьютором стала компания «Ресурс-Медиа», специализирующаяся на печатном оборудовании: более 70% ее оборота приходится на соответствующие устройства и расходные материалы. У компании 20 складов по стране (еще два появятся в скором будущем), 5,3 тыс. партнеров, из них 2,3 тыс. осуществляют закупки регулярно. Больше половины партнеров — региональные реселлеры, треть — розничные компании, в том числе федеральная сеть «Эльдорадо», в магазинах которой уже появились принтеры Ricoh.
Дмитрий Смирнов, директор по развитию бизнеса «Ресурс-Медиа», среди достоинств Ricoh отметил реалистичный взгляд на то, чем можно привлечь покупателей к продукции малоизвестной на розничном рынке марки. В нижнем ценовом сегменте это, безусловно, цена как принтера, так и расходных материалов.
Прямые партнеры японской компании также смогут продавать принтеры и проекторы. Однако Козырева заверила, что для канала «Ресурс-Медиа» это угрозы представлять не будет по причине ориентации их бизнеса на работу со сложными устройствами. Кроме того, дилерам будет оказываться дополнительная поддержка в продвижении новинок.