АРТЕМ ПЛЕТНЕВ: «Компании, мигрировавшей в облако, необходимы новые компетенции: теперь она управляет не системами, а своими поставщиками» |
Все больше ИТ-компаний предлагают предприятиям услуги по разработке облачных решений, системной интеграции и консалтингу. Тем не менее лавинообразного роста не наблюдается. По данным IDC, в 2010 году на публичные облака приходилось всего 1,6% ИТ-затрат предприятий, а к 2014 году, как прогнозируется, этот показатель увеличится лишь вдвое.
Важным событием, способным радикально повлиять на развитие российского облачного рынка, стал выход на него «1С».
«У нас нет желания устраивать облачную революцию. Но необходимо дать желающим возможность перейти в облако, не уходя со знакомого продукта», — заявил Алексей Харитонов, руководитель отдела продвижения экономических программ «1C» на конференции «Практика внедрения облачных решений в России», проведенной IDC. По его словам, особые надежды возлагаются на полное сохранение внешнего вида продуктов в браузерной версии.
Отдельным вопросом при этом является разработка схемы взаимодействия с партнерами при работе по облачной модели. Партнерам должно быть так же выгодно продавать подписку и услуги, как и работать по традиционным схемам. Разумеется, на рынке будут представлены различные сервисы — от типовых решений, базирующихся в ЦОД «1С», до кастомизированных систем на площадках франчайзи и независимых ЦОД.
Насколько реален переход к облачным вычислениям и каковы риски таких внедрений? Не секрет, что основные издержки компании несут именно на стыке систем. Очень важно, чтобы облачные решения вписывались в существующую инфраструктуру. Именно поэтому революционный подход зачастую неуместен. Миграция в облака требует постепенного, вдумчивого подхода.
Тем не менее, по мнению Андреаса Шварцкопфа, генерального директора компании «Русоникс», многие небольшие компании практически все функции могут уложить в SaaS-решения и отказаться от штата ИТ-специалистов. Преимущества, заявленные в теории, действительно «выстреливают», но необходимо совпадение многих факторов.
Например, компании, мигрировавшей в облако, нужны новые компетенции: теперь она управляет не системами, а своими поставщиками. В любом случае следует быть готовым к тому, что облака могут стать источником зла, по крайней мере в глазах бизнеса. Многие возникающие проблемы будут связываться именно с ними.
«Гибкость в использовании сервисов IaaS весьма относительна: время выполнения заявки провайдером составляет пять рабочих дней», — поделился практикой работы в облаке HP Артем Плетнев, операционный директор по ИТ компании «Рольф». Разумеется, это и дешевле, и быстрее, чем традиционные сервисы, но у многих возникает вопрос, подходит ли такая гибкость под определение облака.
«Я не знаю, сколько серверов занимают системы, не забочусь об их поддержке, хотя и в курсе, где территориально они находятся. Это явный признак облака», — подчеркнул Плетнев.
«Комплекс опасений (часть из которых носит субъективный характер) относительно облаков отбрасывает нас в использовании облаков на несколько лет назад», — заявил Антон Пронин, руководитель отдела ИТ-сервисов торговой сети «ТехноНиколь», уже несколько лет использующей различные SaaS- и IaaS-решения. Прежде чем опасаться облаков, следует измерить реальную безопасность своих ЦОД и серверных комнат, а также оценить качество внутренних сервисов. Во многих случаях сравнение будет не в пользу внутренних решений. Кроме того, реальную проблему представляют ИТ-специалисты, не желающие терять рабочее место и потому всячески дискредитирующие облачные системы.
По мнению Пронина, проблемы облаков в России во многом носят системный характер. Недостаточное применение лучших практик в ИТ и низкий уровень внутренних процессов организаций предопределяют низкий спрос на облака. Провайдеры, в свою очередь, вынуждены поддерживать высокую цену на услуги, повышая их рентабельность. Это делает облачные услуги малопривлекательными даже для тех, кто в них потенциально заинтересован.