Использование портальных технологий бизнесом и госструктурами стало основной темой прошедшего в Санкт-Петербурге Форума IBM Lotus 2012 «Разумное сотрудничество для повышения эффективности работы». На этом мероприятии часто упоминались социальные сети, но перед участниками Форума они предстали совсем не с той стороны, которую видит подавляющее большинство их российских пользователей.
IBM CONNECTIONS ПОМОГАЕТ сделать процесс принятия решений более социальным |
Стратегия развития IBM в области создания программного обеспечения для коллективной работы учитывает то, что к 2014 году более половины сотрудников компаний во всем мире будут людьми нового поколения, которые выросли в эпоху цифровых технологий. По словам Уффе Сорренсена, директора по технологиям IBM Lotus в странах Европы, Ближнего Востока и Африки, процесс принятия решений как в быту, так и в бизнесе с каждым годом становится все более социальным. Это значит, что в обсуждение вовлечен намного больший круг людей, чем раньше.
«Если люди решают купить новый холодильник, то в социальных сетях они читают отзывы о различных моделях тех, кто сделал такое приобретение недавно, общаются со специалистами, представляющими производителя, а также с продавцами бытовой техники. Я не знаю ни одного департамента маркетинга, который не пытается использовать появившиеся в связи с этим явлением возможности. Для анализа огромного массива информации в социальных сетях, блогах, Twitter и на других интернет-ресурсах требуются программные решения, и IBM предлагает такие инструменты», — заявил Сорренсен.
Однако IBM Lotus 2012 в большей степени был посвящен не этим инструментам, а организации коллективной работы на предприятиях и использованию портальных технологий госструктурами.
Одним из ключевых стал доклад Сергея Бахтиярова, начальника отдела прикладного проектирования информационных систем Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия «Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр». Он рассказал о проекте автоматизации предоставления государственных услуг с использованием программных технологий IBM. Проект был запущен в 2008 году, в 2009-м появился доступ для заявителей. «С тех пор идет постоянное добавление новых госуслуг. А недавно начата интеграция по предоставляемым услугам с аналогичным федеральным порталом, что благодаря используемым разработкам можно считать не технически сложной задачей, а всего лишь рутинной», — говорит Бахтияров.
Сорренсен рассказал также об опыте организации коллективной работы в различных коммерческих и некоммерческих структурах. По его словам, компания IBM переработала ряд собственных решений под использование их в социальных сетях. «Восемь из десяти крупных банков и ретейлеров с помощью этих решений добились более эффективного взаимодействия своих сотрудников», — утверждает Сорренсен.
Это заявление диссонирует с тем, что крупные компании в России и за рубежом как раз стараются закрывать для своего персонала доступ с рабочего места к социальным сетям. Размещением в них информации о продуктах и компании занимается лишь узкий круг менеджеров. Порой руководство крупных компаний даже не позволяет сотрудникам упоминать на своих страничках в Facebook название организации, в которой они работают.
Однако все эти ограничения касаются публичных социальных сетей, а Сорренсен имел в виду корпоративные, которые служат для общения только внутри коллектива сотрудников. «Мы выяснили, что электронная почта не только устраняет барьеры для взаимодействия, но иногда их создает. Например, подчиненному бывает сложно обратиться к начальнику посредством почты. К тому же в любом случае это будет общение, как правило, один на один. В социальных сетях таких барьеров нет, и возможно привлечение широкого круга специалистов и менеджеров к обсуждению сделанных кем-то предложений. Кроме того, они обеспечивают более быстрый поиск экспертов и позволяют при быстро меняющихся обстоятельствах оперативно формировать саморегулируемые команды для решения текущих проблем», — считает Сорренсен.
По его словам, образцом использования внутренней социальной сети являются германский концерн Bayer и канадский банк TD Bank Group; например, руководство последнего благодаря собственной социальной сети смогло быстро обсудить с сотрудниками возможность работы в выходные. В России Новгородский государственный университет с помощью IBM Connections упростил и повысил эффективность общения сотрудников и студентов, а также обеспечил взаимодействие при реализации проектов.