АЛЕКСАНДР НЕЧАЙ: «Производство насыщается средствами сбора данных. Вопрос — что с этими данными делать, ведь хранить их во многих случаях бессмысленно» |
Работа с Большими Данными вызывает все больший интерес, но скорость их проникновения в различные сегменты рынка отнюдь не является одинаковой. При этом дело вовсе не в технологической продвинутости или финансовых возможностях организаций того или иного сектора экономики.
Как отметили эксперты в рамках круглого стола «Большие Данные в производстве», организованного журналом «Директор информационной службы» совместно с компанией OSIsoft в рамках конференции Power of Data, компании начинают осознавать, что никакие объемы данных сами по себе проблемы не представляют. Проблема возникает лишь тогда, когда у аналитиков начинает складываться ощущение, что данные таят в себе бизнес-информацию, которая достойна усилий по ее извлечению. В этом случае появившаяся на горизонте заманчивая цель стимулирует организации к поиску инструментов для ее достижения.
Например, в финансовом секторе и телекоме где велики количество транзакций и объем неструктурированной информации, понятие Больших Данных уже сложилось, хотя еще и нет готовых продуктов для их «монетизации». Обрабатывая Большие Данные, компании из этих секторов могут более точно понимать поведение и настроение клиентов.
А вот в промышленности все не так очевидно. Данных хватает, и с избытком: например, их генерируют различные цифровые приборы, входящие в состав современного оборудования. Но польза от них не всегда просматривается невооруженным глазом.
«Для нашего предприятия наиболее важными из предоставляющихся возможностей являются управление качеством, техобслуживанием и ремонтами, а также оптимизация использования производственного оборудования», — отметил Владимир Федоров, заместитель начальника цеха холодного проката предприятия «ВИЗ-Сталь».
«Будем честны: устоявшихся определений в области Больших Данных пока нет. Мы находимся в ситуации, когда сами можем формировать их, и кто сделает это успешнее, тот будет гуру», — подчеркнул Алексей Сидоров, технический директор российского офиса Informatica.
Различия в своем восприятии этого термина подтвердили и другие эксперты. В зависимости от сферы деятельности предприятия и стоящих перед ним задач, на первый план могут выходить не только такие категории, как «скорость» или «объем», но и многообразие данных.
Отдельным направлением развития Больших Данных является нефтегазовая промышленность. В разведку углеводородов вкладываются огромные средства, масштабы которых сопоставимы разве что с космическими исследованиями. Объем данных геологоразведки составляют петабайты, а методы их обработки и анализа формируют самостоятельное направление в науке. При этом ключевые потребности бизнеса предельно просты и прагматичны. Они заключаются в решении главной бизнес-задачи — поиске нефти, а также оценке запасов месторождений.
Как отмечает Владимир Кириллов, консультант по промышленным ИТ-системам «ИМС Индастриз», проблема Больших Данных для них появилась еще около трех лет назад, когда пришлось столкнуться с новыми требованиями разведки месторождений. При обработке данных геологоразведки она проявилась «во всей красе»: традиционные математические методы перестали работать, и пришлось разрабатывать другие подходы.
Стоит отметить, что даже в рамках одной отрасли объем обрабатываемых данных может различаться на порядки. В нефтесервисной компании Halliburton оценивают суммарный объем своих геологоразведочных данных в 100 Пбайт (для сравнения, объем данных ЛУКОЙЛа составляет лишь 1-2% этого показателя). Разумеется, большая их часть имеет низкую ценность, и лишь 20-30% может быть использовано для задач аналитики.
Между тем в нефтепереработке на первый план выходит именно способность компаний в режиме реального времени обрабатывать потоки данных. «Производство насыщается средствами сбора данных. Вопрос — что с этими данными делать, ведь хранить их во многих случаях бессмысленно», — говорит Александр Нечай, начальник отдела поддержки и сопровождения информационных систем компании «ЕАЕ-Консалт», входящей в холдинг ЛУКОЙЛ. Здравый смысл, полагает он, подсказывает, что отказываться от их обработки неправильно, но цель этих мероприятий для большинства компаний неясна.
С этой точки зрения ключевую роль играют вовсе не технологии, а концепция использования Больших Данных: не должно быть бесцельного собирательства и хранения информации. А концепции, как показывает практика, пока в дефиците. Возможно, проблема кроется в том, что очень небольшое число специалистов умеет анализировать данные, добывая из них ценную информацию.
Заказчиками подобных систем становятся люди, понимающие важность Больших Данных для компании. Когда такие люди появляются, очень часто появляются и бюджеты на решение задач, опирающихся на Большие Данные.