ВАРТАН ДИЛАНЯН уверен: только Accenture может предложить заказчику «костюм целиком», а не отдельную его деталь |
Российский офис консалтинговой компании Accenture отметил 20-летие своего существования рассказом об отличиях компании от конкурентов и о ее пути на мировом и отечественном рынке.
Главная особенность Accenture «во всемирном масштабе», по словам Вартана Диланяна, управляющего директора российского офиса, — готовность предоставить клиенту весь комплекс услуг по трансформации и поддержанию бизнеса (разработка стратегии, реинжиниринг бизнес-процессов, внедрение необходимых ИТ-систем, их обслуживание по аутсорсинговым контрактам). То есть «пошить костюм целиком». При этом Accenture готова нести финансовую ответственность за эффективность своих действий. В этом случае она меньше зарабатывает непосредственно на самих услугах, однако потом получает выплаты, зависящие от повышения доходов клиента вследствие проведенных ее сотрудниками работ.
Разумеется, такого рода контракты имеют смысл лишь при проведении весьма масштабных работ у крупных клиентов. Таких у Accenture хватает; например, ее услугами пользуются 92 участника рейтинга Fortune Global 100 и больше 75% — Fortune Global 500. С 99% крупнейших клиентов компания работает более пяти лет, с 92% — более десяти.
Accenture сама не разрабатывает ИТ-продукты, что помогает сохранять «равноудаленность» от лидеров компьютерной отрасли, являясь крупнейшим внедренцем продуктов Microsoft, SAP и Oracle.
Еще одна особенность, подчеркнутая Диланяном, — вертикальная интегрированность Accenture. Ее российский офис — часть компании, а не «локальное партнерство», как у конкурентов. Это позволяет привлекать к российским проектам иностранных специалистов (сейчас их в стране около полусотни), а российских — к проектам за пределами страны.
В России офис Accenture (тогда — Andersen Consulting) появился в 1992 году, однако до кризиса, в период, который Александр Горин, президент компании в России и СНГ, охарактеризовал как «время становления», консалтинг не пользовался особой популярностью, разве что бухгалтерский и юридический. Лишь во второй половине 90-х у Accenture начинается работа с крупнейшими добывающими компаниями («Газпром», ЛУКОЙЛ, «Новатэк», «Норильский никель»), заинтересованными в управленческом консалтинге и внедрении соответствующего программного обеспечения. Из проектов этого периода Горин отметил работу со Сбербанком и создание системы поставок хлеба для Москвы и области.
В 1998 году сотрудники московского офиса были направлены на обучение и стажировку в европейские и американские офисы, что помогло компании занять свое место на быстрорастущем рынке консалтинга. Главным заказчиком услуг по перестройке бизнеса становится промышленность; в 2001 году, например, по данным агентства «Эксперт РА», на нее пришлось 59% оборота консалтинговых компаний в России. Среди клиентов Accenture — «Альфа-Банк», «Ренессанс Капитал», ТНК-BP, СУЭК, ряд других компаний. Также Accenture принимает участие в мировом исследовании для проекта «Электронное правительство», однако сейчас компания не имеет к нему никакого отношения, поскольку, как заявил Горин, избегает проектов, внушающих сомнения относительно своей полной прозрачности.
С полной прозрачностью у нас и до сих пор не очень хорошо, однако бизнес Accenture успешно развивался, в 2006 году в Твери открылся центр разработки, оказывающий услуги по адаптации, внедрению и поддержке программного обеспечения для отечественных клиентов. Сейчас в нем работает без малого 80 сотрудников. А в 2007-м в Accenture принята программа по поддержке приоритетных развивающихся рынков, и компания начинает инвестировать в развитие бизнеса в нашей стране.
Мировой кризис 2008 года оказался более серьезным испытанием, чем локальный за десять лет до него, оборот Accenture в России упал вдвое. Тем не менее сотрудников не увольняли, а переключали на другие виды деятельности — обучение, создание решений по интеграции западных и российских решений и т. д. Все эти наработки понадобились довольно скоро, оживление в некоторых секторах в Accenture почувствовали уже в 2009 году, услуги консультантов понадобились не только предприятиям ТЭК, но и телекоммуникационным компаниям. И в целом рынок сделался более зрелым, стали востребованными новые услуги, например консалтинг в области управления производством. В результате в послекризисные годы обороты Accenture в России росли на 60% ежегодно и 2011-й стал рекордным по выручке. Российский офис вышел на второе место по этому показателю в своем регионе, который включает 17 стран (ряд восточноевропейских и арабских, Грецию и Италию). Всего в России у Accenture около 700 сотрудников, и за 20 лет они реализовали более 600 проектов.
Дальнейшее ужесточение конкуренции на российском рынке, а также желание многих отечественных компаний выйти на зарубежные рынки дает руководству российского Accenture основание с оптимизмом смотреть в будущее и полагать, что их услуги будут достаточно востребованными. Надеются в компании и на налаживание работы с госсектором. То, что государственные и муниципальные закупки регламентируются законом ФЗ № 94, предписывающим закупать самые дешевые из предлагаемых услуг, Горина не смущает — он полагает, что вследствие отсутствия «коррупционной составляющей» услуги Accenture могут оказаться дешевле, чем у многих других конкурентов.