ИНЖЕНЕРЫ И КОНСТРУКТОРЫ команд «Формулы-1» работают над созданием новых автомобилей на перспективу, но при этом не забывают и о сегодняшних стремительных гонках Источник: Santander |
Вы, наверное, не раз слышали об организациях, которые должны принимать решения за доли секунды. В противном случае они рискуют оказаться позади конкурентов. За какие-то доли секунды? Действительно, как правило, это преувеличение, но только не в том случае, когда речь идет о гонках «Формулы-1».
Круг в «Формуле-1» пилоты проходят за полторы-две минуты, и для поиска неисправностей в болиде, несущемся со скоростью 300 км/ч, инженеры гоночных команд активно используют телеметрические средства и инструменты бизнес-анализа. «Каждая доля секунды здесь на счету, — отметил Греме Хаклэнд, ИТ-директор команды Lotus F1. На недавнем этапе в Бахрейне «Формулы-1» пилоту Lotus F1 не хватило до первого места всего трех секунд.
Информационные технологии никто в этом поражении не винил — пилот признал после заезда, что не вовремя нажал на тормоза. Но Хаклэнд заметил, что ИТ должны функционировать без сбоев, и процесс разработки приложений необходимо совершенствовать. «Если программное обеспечение создает у конечных пользователей трудности или отвлекает их от выполнения основной работы, это наихудший для нас сценарий», — указал он.
Не так давно в Lotus F1 отказались от традиционных методов разработки приложений в пользу скорой (agile) разработки, и взяли на вооружение методологию Scrum и мощные средства визуализации. Конечная цель заключается в том, чтобы предоставить сервисной бригаде и конструкторам автомобилей наиболее удобные средства в максимально сжатые сроки. Кроме того, Хаклэнд намерен переломить ситуацию, при которой разработчики ИТ-решений не всегда понимают желания сервисеров и проектировщиков. «Им хотелось бы, чтобы мы с первого раза делали все правильно», — пояснил он.
«Постоянная связь между разработчиками и будущими пользователями программ в процессе скорой разработки позволяет прояснить, как должен выглядеть продукт, почувствовать процесс и приобщиться к нему как можно раньше, — отметила аналитик Forrester Research Марго Виситасьон. — Однако организации недооценивают культурный шок, происходящий при переходе на скорую разработку. Начинается все со сбора требований, затем они обрабатываются и преобразуются в готовые продукты, и наконец, много месяцев спустя мы ожидаем совершенного решения, а между тем, за это время в процессе взаимодействия происходят серьезные перемены».
Последние два года команда Lotus F1 финишировала в турнирах «Формулы-1» пятой. В ближайшие два года она намерена побороться за пьедестал. «В этом же году наши шансы на победу ничтожны», — признал «посол» Lotus Эмерсон Фиттипальди.
В турнире «Формулы-1» 12 команд принимают участие в 20 гонках. Заезды проводятся с интервалом в две недели с марта по ноябрь в разных городах мира. Каждая команда проектирует и строит собственный гоночный автомобиль. Некоторые спецификации и правила меняются ежегодно. В 2014 году, например, будут введены ограничения на двигатели с турбонаддувом и новую систему подачи топлива. Команда Lotus F1 уже работает над созданием конструкций на перспективу. Но при этом не забывают здесь и о сегодняшних стремительных гонках. Для Хаклэнда это означает обеспечение еще более быстрого сбора информации и создание более сложных аналитических инструментов, обеспечивающих его команде конкурентные преимущества.
Половина ИТ-группы, в состав которой входят 14 человек, занята разработкой программного обеспечения. Традиционный метод «водопада», применявшийся разработчиками, в современных условиях оказался слишком неповоротливым. Сначала определялись функциональные спецификации, затем технические спецификации, после этого осуществлялась сборка программ и наконец тестирование. Конечные пользователи привлекались главным образом на начальных и конечных этапах, не принимая участия во всем процессе в целом.
Сейчас даже небольшие изменения и дополнения, вносимые в конечный продукт, делают его заметно лучше.
В соответствии с новым, agile-подходом Lotus F1 пользователи ежедневно встречаются с разработчиками и оценивают достигнутый прогресс через каждые три недели. В процесс постоянно вовлечена группа тестирования. «К моменту завершения разработки мы подходим в тесном взаимодействии с другими участниками команды, чего ранее никогда не происходило», — указал Хаклэнд.
Хаклэнд надеется, что по мере продолжения работ подход, демонстрируемый его командой, станет еще более скорым. «Если улучшенные ИТ помогут уменьшить объем работы, выполняемый инженерами вручную, те в свою очередь смогут сосредоточиться на автомобиле и водителе», — пояснил он. Между тем сейчас команда готовится к следующим гонкам. Возможно, Lotus F1 и сумеет вернуть потерянные три секунды.