ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР компании СМАРТС Александр Курочкин предлагает строить общенациональную сеть ВОЛС вдоль автомобильных дорог |
Период стремительного роста доходов на российском телекоммуникационном рынке, похоже, заканчивается. Наступают непростые времена пересмотра традиционных бизнес-моделей, оптимизации использования имеющихся ресурсов и принятия смелых решений по инвестициям в развитие инфраструктуры.
Выступая на конгрессе Broadband Russia & CIS 2012, управляющий партнер iKS-Consulting Константин Анкилов сравнил две пятилетки развития телекоммуникационного рынка страны: если в прошедшей (2006-2010 годы) среднегодовой рост доходов на этом рынке составил 15%, то в текущей (2011-2015 годы), по прогнозу, он упадет втрое — до 5%. С 46 до 8% снизятся темпы роста в сегменте широкополосного доступа, с 5 до 1% — местной связи, с 17 до 8% — сотовой связи. А доходы от межоператорских услуг, услуг междугородной и международной, а также зоновой связи вообще начнут сокращаться. Значит, грядет застой?
Долгие годы основным локомотивом развития телекоммуникационной индустрии остается сотовая связь. Благодаря ей в России практически полностью решена проблема голосовой связи. Это замечательно, но что дальше? Согласно данным, которые привела на конгрессе Гульнара Хасьянова, исполнительный директор Союза операторов LTE, в России сети 3G UMTS обеспечивают покрытие менее 20% населенных пунктов. Неудивительно, что по уровню доступности высокоскоростного мобильного Интернета наша страна далеко позади ведущих рынков.
Что касается сетей 4G, то текущий год в России уйдет на подготовку операторов к внедрению технологии LTE. При этом, как замечает Анкилов, требование акционеров крупных операторов поддерживать высокий уровень маржинальности может серьезно тормозить внедрение LTE, поскольку потребуются значительные инвестиции, которые не сразу дадут отдачу. По оценке Хасьяновой, финансовые затраты на строительство сети LTE действующим (не новым!) оператором составят не менее 100 млрд руб. (предполагается покрытие населенных пунктов с населением свыше тысячи человек при использовании полосы 15 МГц в диапазоне 698-880 МГц или 10 МГц в диапазоне 2,5-2,7 ГГц). Снижению инвестиционных затрат может способствовать совместное использование несколькими операторами элементов инфраструктуры, причем как пассивной, так и активной.
Развитию широкополосных сервисов в России препятствует не только необходимость значительных инвестиций в новые системы доступа — как проводного, так и беспроводного, но и ограниченная емкость магистральных каналов. По утверждению Александра Курочкина, генерального директора компании СМАРТС, пропускная способность существующих магистральных волоконно-оптических линий связи уже сегодня ниже растущих потребностей общества и государства в информационных потоках, что наглядно показали проблемы по пропуску магистрального трафика в ходе недавно реализованного проекта по подключению веб-камер на избирательных участках.
«Все существующие ВОЛС построены в интересах отдельных ведомств или операторов связи. При этом в стране отсутствует разветвленная общедоступная сеть ВОЛС, что серьезно сдерживает внедрение новых сервисов и мешает решению общегосударственных задач по информатизации», — отметил Курочкин. По его мнению, развитие оптических сетей в РФ тормозилось из-за отсутствия нормативной базы на прокладку ВОЛС вдоль автомобильных дорог. В 2011 году наконец принят закон, открывающий реальные перспективы использования полос отвода автомобильных дорог для построения инженерных коммуникаций, в том числе линий связи.
Как полагает генеральный директор СМАРТС, современные технологии прокладки ВОЛС в «тело» автодорог при участии в этом масштабном проекте как государства, так и частных инвесторов позволят построить высокоскоростную общенациональную оптическую сеть, которая обеспечит реализацию важнейших для страны проектов: телемедицины, дистанционного образования, электронного правительства и т. д.