УЧИТЫВАЯ, ЧТО термин «Большие Данные» (Big Data) в 2011 году был практически общеупотребительным, можно ожидать, что наступающий год станет поистине звездным для рынка аналитических систем |
Овостребованности и актуальности своих продуктов заявляет любой разработчик корпоративного программного обеспечения, а когда речь идет о системах бизнес-аналитики (Business Intelligence, BI), с такими заявлениями трудно поспорить. Эти системы продолжали продаваться на протяжении всего глобального экономического спада, как помогающие заказчикам извлекать полезные сведения из операционных данных, повышать результативность бизнеса и получать новые идеи.
Учитывая, что термин «Большие Данные» (Big Data) в 2011 году был практически общеупотребительным, можно ожидать, что наступивший год станет поистине звездным для рынка аналитических систем. Предлагаем вашему вниманию мнения экспертов о том, какие тенденции в области большой аналитики будут в 2012 году наиболее актуальными.
Большие Данные на пике моды
Популярность термина «Большие Данные», похоже, достигла таких же высот, как в свое время «сервис-ориентированная архитектура» (Service-Oriented Architecture, SOA): сегодня он упоминается в рекламе едва ли не каждого второго программного продукта корпоративного назначения. Все они сулят помощь в решении одной и той же проблемы: как извлечь что-то полезное из растущих потоков структурированных и неструктурированных данных, которые генерируются транзакционными бизнес-приложениями, социальными сетями, разнообразными датчиками и прочими источниками.
Говоря о Больших Данных, часто упоминают Hadoop, открытый фреймворк для создания распределенных аналитических приложений. «Можно рассчитывать на то, что хранилища данных, основанные на Hadoop, станут самыми востребованными решениями в наступающем году», — полагает аналитик Forrester Research Джеймс Кобиелус. По его мнению, в 2012 году вырастет число организаций, предлагающих услуги консалтинга по Hadoop, а также средства моделирования и другие сопутствующие программные продукты.
«Королева бала» по имени In-Memory
Компания SAP последние полтора года провела, расхваливая достоинства своей системы управления данных HANA. Как заявляют в SAP, она кардинально ускоряет процессы исследования и анализа данных, поскольку всю информацию для обработки помещает в оперативную память, вместо того чтобы по мере необходимости считывать ее со вторичных накопителей.
Генеральный директор Oracle Ларри Эллисон поначалу пренебрежительно отзывался об этом проекте SAP, но позднее корпорация и сама анонсировала решение для обработки данных в оперативной памяти Exalytics, которое вошло в семейство специализированных программно-аппаратных комплексов Oracle.
По всей видимости, в 2012 году вырастет известность и более скромных компаний, которые специализируются на системах бизнес-аналитики и визуализации данных, полагающихся на обработку данных в оперативной памяти. В числе таких компаний — QlikView и Tableau. Некоторые из них, возможно, станут объектами сделок по приобретению со стороны более крупных компаний, желающих оседлать волну инноваций.
Однако росту интереса покупателей к подобным системам, по мнению аналитика Monash Research Курта Монаша, в первую очередь будут способствовать «дружественные предприятию» особенности, такие как поддержка дополнительных инструментов для извлечения, преобразования и загрузки данных.
BI как сервис
По мнению Кобиелуса, в 2012 году многие разработчики начнут предлагать анализ, выполняемый крупномасштабными системами, в качестве облачного сервиса, предоставляемого по требованию, и у подобного сервиса есть определенный рыночный потенциал: «Мало кто из заказчиков может позволить себе внедрять собственные распределенные аналитические системы».
С ним не согласен Монаш: «Модель арендуемых инструментов бизнес-аналитики, ориентирующаяся на совместное использование заказчиками оборудования, труднореализуема. Большая часть совокупных расходов будет приходиться на загрузку данных в кластер и последующий их вывод из него, по крайней мере если речь идет об эпизодической обработке. Не представляю, как это можно организовать эффективно».
HP наконец становится крупным игроком рынка BI
Разрабатывая платформу Neoview, компания Hewlett-Packard рассчитывала составить конкуренцию Teradata и другим крупнейшим игрокам сегмента хранилищ данных. Но, вопреки всем усилиям HP, платформа так и не привлекла к себе особого внимания. Однако после совершенной в 2011 году покупки компании Vertica, разработчика аналитических хранилищ данных, все, что HP необходимо для приобретения влияния на соответствующем рынке, это «не делать глупостей», считает Монаш.
«Не думаю, что хорошей идеей будут попытки искусственно наращивать клиентскую базу Vertica, как это делает EMC с Greenplum, — добавил он. — Естественный рост в случае Vertica и сам по себе происходит довольно быстро. Идея выпуска аппаратной части для Vertica выглядит заманчивой. Однако для этой системы чрезвычайно важна независимость от оборудования, в особенности для возможности облачного развертывания, от которой не отказались бы очень многие покупатели».
Мобильная бизнес-аналитика набирает обороты
Аналитика не останется в стороне от тенденции переноса корпоративного ПО на мобильные устройства, особенно если учесть вполне пригодные для комфортной работы экраны планшетных компьютеров. В сущности, мобильная аналитика в 2012 году превратится в массовый рынок, считает эксперт Forrester Research Борис Эвелсон: «Руководителю необходимо принимать решения, где бы он ни находился, а не по возвращении в офис, когда может быть уже слишком поздно».
Доля бизнес-аналитики во всех приложениях
Поддержка «повсеместной» (pervasive) аналитики — важнейший аспект нового поколения бизнес-приложений Oracle — Fusion Applications. Вместо того чтобы входить в отдельную платформу бизнес-аналитики для получения отчетов по заранее подготовленным ИТ-департаментом шаблонам, пользователи могут выполнять произвольный анализ в контексте различных бизнес-приложений Fusion. Если эту концепцию хорошо воспримут заказчики, ее начнут воспроизводить и другие поставщики систем ERP.
Помимо этого, пользователи начнут требовать, а поставщики предоставлять инструменты бизнес-аналитики, интегрированные с платформами электронной почты и совместной работы, прогнозирует Эвельсон: «Простой интеграции бизнес-аналитики с Excel уже недостаточно».