СТИВ СМИТ: «Может показаться, что стратегия мультиканальности, интернет-продажи в регионах, обеспечение прозрачности цепочки поставок — все это далеко от России, но вас это затронет раньше, чем вы думаете» Фото: enandis-shop.it |
Влияние информационных технологий на бизнес мировых логистических операторов растет несмотря на кризис. О глобальных тенденциях на рынке логистики и в управлении цепочками поставок, роли ИТ в их поддержке рассказал Стив Смит, вице-президент компании Manhattan Associates.
Российский рынок, по его словам, отстает от мирового. Тогда как за рубежом логистические компании давно отработали технологии и бизнес-процессы, в нашей стране логистика начала активно развиваться только за три-четыре года до кризиса — росло количество операторов (отечественных и транснациональных), появились глобальные логистические сети, часто связанные с приходом на российский рынок ретейлеров мирового уровня, компании-дистрибьюторы начали мигрировать в логистический бизнес. В этой отрасли начали переосмысливать свою роль и роль ИТ в поддержке своей деятельности, переходя на новый уровень автоматизации, внедряя системы управления складом (Warehouse Management System, WMS). Смит считает, что сегодня рынок логистики насыщен, конкуренция велика и компаниям просто необходимо предлагать потребителю новые услуги и информацию в реальном времени.
Кризис существенно повлиял на мировой рынок. «Крупные бренды, малые компании и дискаунтеры остаются прибыльными. Проблемы возникают у среднего бизнеса, а на него приходится 90% розничных мировых продаж, — заявил Смит. — Меняются и предпочтения потребителей, они покупают только товары первой необходимости. При этом растут интернет-продажи».
Базовое отличие рынков в России и за рубежом, по его мнению, в том, что в России «все только начинается» и есть все возможности «перепрыгнуть старые технологии». Зарубежным компаниям в этом отношении сложнее.
Одним из основных направлений развития технологий в мире, по мнению Смита, является их клиентоориентированность, а значит, мультиканальность. По оценкам Смита, за последние пять лет многие из компаний, которые не приняли мультиканальной стратегии, закрылись, и в ближайшие два года эта тенденция продолжится. Он считает, что нельзя недооценивать интернет-продажи, так как если пять лет назад такие каналы медленно развивались, то сегодня их скорость роста превышает рост всех остальных, они более дешевы и обеспечивают операционную прибыль. Так, в Англии около 60% всех подарков приобретается онлайн. «Интернет-продажи — ‘убийцы’ традиционных магазинов. Около 40% магазинов на периферии закрылись, остаются только статусные в центре городов. Много говорили о провале ‘доткомов’, но практика показывает, что этот сектор растет быстрее, чем продавцы успевают на этот рост отреагировать», — заявил Смит. У интернет-продаж есть одна проблема — они непредсказуемы, и нужно сделать видимым наличие товара во всей цепочке поставок — запасы на складах, предназначенные для продвижения по разным каналам, товары в пути.
Многие продавцы имеют отдельные места на складах для поставок в магазины, для интернет-продаж, продаж по каталогам и международных. Это разные запасы одних и тех же товаров для продвижения по разным каналам, и перемещать запасы между каналами нельзя. Традиционно и в решениях по управлению поставками эти каналы продаж разделены. «Мы же относимся к разным каналам как к взаимодополняющим компонентам, и физическое разделение пытаемся перевести в логическое», — поясняет Смит. За последние пять лет компания вложила 250 млн долл. в развитие продуктов для управления цепочкой поставок, которые позволяют решать задачи мультиканальных операторов, в том числе связанные с прогнозированием (а в условиях мультиканальности оно особенно сложно) и оптимизацией запасов. Запасы обеспечивают доступность товаров, но иметь большие запасы дорого. Оптимизация запасов — еще один стимул развития ИТ-систем в логистике.
В нашей стране внедрением систем Manhattan Associates с 2005 года занимается компания «Корус Консалтинг». Александр Рахманов, директор направления «Логистика» компании «Корус Консалтинг», отметил, что в России ведется в основном автоматизация складской деятельности, включая интеграцию с ERP-системами (для производителей — с их собственными, а для логистических операторов — с системами клиентов) и оборудованием, используемыми для уменьшения доли ручного труда. В качестве исключения он привел пример компании «Спортмастер», которая выстроила информационный обмен внутри компании и с компаниями-поставщиками. Товар виден в системе от заказа производителю до магазина. Отслеживается каждое конкретное логистическое место, с помощью этикеток ведется каждая конкретная операция, и приемка товара на складе ограничивается считыванием кода с палеты, взвешиванием ее на контрольных весах и размещением, а не перебором всего, что там лежит. Это занимает не 30 минут, а 30 секунд, что повышает эффективность операций на складе.