Закупки систем хранения небольшими и средними компаниями оказывают все большее влияние на отечественный рынок систем хранения данных, объем которого, согласно опубликованным в октябре 2011 года данным IDC, приближается к докризисным показателям. В IDC отмечают продолжающееся увеличение спроса в нашей стране на системы хранения на фоне снижения стоимости единицы объема хранения, которая в сегменте внешних дисковых массивов опустилась ниже 3 долл. за гигабайт. Ожидается, что в течение пяти лет продажи в данном сегменте возрастут на 75%.
В области систем хранения, предназначенных для сегмента SMB, происходят заметные изменения, связанные с ростом конкуренции и развитием этих организаций, а также обусловленные административными требованиями, которые регламентируют в том числе хранение в течение определенного времени сведений об их деятельности.
В небольших компаниях внешние дисковые системы находят различные применения — от создания отказоустойчивых кластеров на основе серверов стандартной архитектуры и консолидированного обслуживания серверных приложений до построения централизованных систем сетевого хранения (см. «NAS для SMB», «Журнал сетевых решений/LAN», № 10, 2011).
Продукты хранения российские представители сегмента SMB приобретают в основном через дистрибьюторские компании с развитой сетью партнеров. Редакция Computerworld Россия обратилась к дистрибьюторам за комментариями.
«Этот растущий рынок весьма привлекателен для нас и наших партнеров, в первую очередь региональных. Они могут теперь с меньшими затратами и рисками повышать компетенцию в области систем хранения, способны самостоятельно строить гибкие решения, которые поддерживают текущие задачи и обладают потенциалом роста на несколько лет вперед. Вендоры на деле подтверждают интерес к рынку SMB, не только выпуская новые решения, но и, что не менее важно, предлагая интересные для канала партнерские и маркетинговые программы», — отметил Руслан Чиняков, вице-президент OCS, пояснив, что на рынке SMB отчетливо виден интерес к устройствам, сочетающим адекватную цену с производительностью, отказоустойчивостью и расширяемостью по объему и функционалу.
По мнению Андрея Шевелева, руководителя направления IBM в компании Landata, существенное влияние на рост спроса в сегменте SMB рынка систем хранения оказывают снижение цен при сохранении или даже росте производительности и функциональности продуктов, выпуск систем, ориентированных на нужды малых и средних компаний, а также изменение отношения потребителей к подобным системам. «Для многих становятся очевидными важность и необходимость применения надежных систем хранения, все больше организаций включают их стоимость в затраты на формирование ИТ-инфраструктуры. Многие заказчики крайне заинтересованы в небольших и недорогих сетевых устройствах. Положительная динамика продаж систем хранения сохранялась даже в период кризиса».
Большое влияние на развитие рынка систем хранения в сегментах SMB и SOHO оказывают такие объективные факторы, как постоянный рост объемов хранимых данных, повышение значимости их защищенности, необходимость использования эффективных алгоритмов управления информационными массивами, полагают в компании «Марвел-Дистрибуция».
С этим согласны специалисты «Мерлиона», которые относят к таким факторам и растущий объем данных, и их постоянно увеличивающуюся ценность. «Даже на небольших предприятиях понимают, что безопасности хранения информации необходимо уделять повышенное внимание. Фокус постепенно смещается с решения задач построения самой инфраструктуры в область эффективного управления данными. Виртуализация серверных компонентов повышает требования к надежности и функциональности систем хранения. Защита от выхода из строя нескольких дисков, дедупликация, мультипротокольность становятся необходимыми атрибутами систем хранения, в том числе и в сегменте SOHO/SMB», — утверждает Антон Лукьянов, директор департамента закупок «Мерлиона». Заинтересованности партнеров в работе с продуктами для систем хранения в значительной степени способствует их привлекательная маржинальность, которая здесь сохраняется в отличие от других сегментов.
«Большую роль играет повышение спроса частных пользователей на устройства для хранения мультимедийного контента и приложений. Наверняка каждый из нас сталкивался с тем, что новый, более объемный носитель информации заполняется гораздо быстрее предыдущего. Эта тенденция помогает рынку развиваться и расти. Именно поэтому, к примеру, системы NAS успешно продаются в розницу», — подчеркнул Сергей Лапко, директор департамента «Сети и телекоммуникации» компании «Марвел-Дистрибуция».
Сергей Тихонов, менеджер по продукции систем хранения компании «Тайле», для которой работа с SMB является одним из важнейших направлений бизнеса, считает, что рост производительности и функциональности систем хранения позволяет переложить на них часть нагрузки серверов.
«Безусловный лидер для SOHO и SMB — системы NAS. Причин этому несколько: развитый функционал, универсальность и доступная цена. Единственная «ложка дегтя» — высокая для рынков SOHO и SMB стоимость жестких дисков, способная в краткосрочной перспективе замедлить рост: цена остается здесь одним из самых критичных факторов».
По данным OCS, для сегмента SOHO наиболее интересны системы NAS с базовым функционалом, снабженные двумя-четырьмя дисками. «В сегменте SOHO рост есть, но прорыва пока не произошло, поскольку предлагаемые здесь системы по функционалу и стоимости с большим запасом превосходят реальные потребности заказчиков», — полагает Чиняков.
В компаниях, с которыми работают партнеры OCS, предпочитают системы хранения с одновременной поддержкой протоколов iSCSI и NAS, возможностью добавления новых полок и использования различных типов дисков, обладающие такими функциями, как локальные и удаленные репликации, а также автоматическое управление томами.
В Landata относят к числу продуктов, пользующихся наибольшим спросом в канале, ленточные библиотеки и дисковые системы, предназначенные для малых и средних компаний, в том числе устройства, в которые смещаются «корпоративные» технологии.
«В относительных цифрах продажи систем хранения малым и средним компаниям значительно уступают доходам от поставок решений крупным предприятиям, развитие этого сегмента способствует укреплению и стабилизации бизнеса дистрибьютора», — резюмирует Шевелев.