АНАЛИТИКИ ПОЛАГАЮТ, что переход Nokia в сегмент недорогих смартфонов поможет компании занять более устойчивую позицию, в том числе и по сравнению с RIM Фото: Nokia |
Планшетные компьютеры и смартфоны потрясли компьютерный мир. Однако рост их популярности может иметь весьма серьезные последствия для компаний Nokia и Research In Motion — двух пионеров индустрии персональных устройств беспроводной связи, вынужденных сегодня отбивать атаки обходящих их последователей, к которым относятся в первую очередь Apple и Google.
Обе компании пытаются противодействовать растущему натиску конкурентов, наперебой предлагающих потребителям смартфоны и планшетные компьютеры. Особым успехом на рынке пользуются устройства на платформе Google Android, а также новые модели Apple iPhone и iPad. «Десять лет назад Nokia и RIM задавали тон на рынке мобильных телефонов, и их позиции казались незыблемыми, — заметил независимый технический аналитик Джефф Каган. — Успех или неудача в мобильной отрасли во многом зависят от правильного выбора маркетинговой политики, прочных связей с общественностью и агрессивной рекламы. И здесь Nokia и RIM испытывают серьезные трудности».
«RIM и Nokia, являющиеся старожилами мобильного сегмента, столкнулись с эволюцией рынка, которая требует в их средства и методы срочно вносить коррективы, — подчеркнул аналитик IDC Рамон Льямас. — Для RIM многое будет зависеть от успеха перевода ее смартфонов на операционную систему QNX. Nokia также придется менять Symbian на другие системы».
Последние события показывают, что Nokia и RIM пытаются адаптироваться к изменившейся ситуации.
Nokia сообщает о разработке под кодовым наименованием Meltimi новой ОС, которая будет использоваться в недорогих смартфонах, предлагаемых по цене ниже 100 долл. без субсидий. Некоторые аналитики полагают, что работы над Meltimi свидетельствуют об отказе Nokia от планов разработки ОС с богатым функционалом для дорогих смартфонов. С другой стороны, попытки наладить отношения с Microsoft с целью использования Windows Phone имеют мало общего с освоением сегмента недорогих смартфонов, который быстрыми темпами растет на развивающихся рынках.
«Если бы в Nokia захотели, компания могла бы стать лидером в секторе недорогих смартфонов, — отметил Каган. — И сегодня Nokia имеет смысл заняться тем, что у нее получается лучше всего, — производством обычных сотовых телефонов и недорогих смартфонов».
Аналитик Коллинз Стюарт в опубликованном им отчете заявил, что производство планшетного компьютера PlayBook, выпускавшегося компанией RIM, остановилось. Это утверждение в RIM сразу опровергли и назвали «полной выдумкой». Представители компании сообщили, что она остается на рынке планшетных компьютеров и намерена использовать в своих следующих продуктах операционную систему QNX.
В конце октября разработчикам обещали продемонстрировать обновленную версию PlayBook. В ней должен появиться встроенный клиент электронной почты, которого, по всеобщему мнению, так не хватало устройству.
Несмотря на опровержение компанией заявлений об отказе от PlayBook, другой аналитик заметил, что утверждения Стюарта не лишены оснований. Во втором квартале RIM продала всего 200 тыс. экземпляров PlayBook, что значительно ниже результатов, продемонстрированных в первом квартале, когда было продано 500 тыс. устройств.
Операционная система QNX присутствует в PlayBook, но в смартфонах RIM она не появится до 2012 года, когда, возможно, уже будет слишком поздно. На рынке смартфонов США компания RIM опустилась на третье место, уступая устройствам на платформе Android и Apple iPhone. По оценкам аналитиков IDC, сейчас на долю RIM приходится 11% общего объема продаж, тогда как пять лет назад она достигала почти 50%.
По словам Кагана, разработка PlayBook в какой-то степени стала реакцией RIM на сокращение ее доли на рынке смартфонов. Клиентам рекомендовали обратить внимание на новый продукт компании в сегменте планшетных компьютеров. И все с надеждой следили за его появлением.
«Попытка создания устройства, которое стало бы связующим звеном между корпоративными клиентами и потребительским рынком, представляла собой нелегкую маркетинговую задачу», — отметил Райан Бидан, исполнявший в то время в RIM обязанности старшего менеджера по маркетингу продукта PlayBook.
Каган согласен с тем, что RIM пришлось столкнуться с серьезными маркетинговыми трудностями, которые усугубились из-за наличия слабого браузера в смартфонах и других технологических проблем. Компании следует сосредоточиться на основной категории своих клиентов — бизнес-сообществе, обновить браузер и развивать магазин приложений для BlackBerry. Сегодня в RIM пытаются одновременно развивать так много различных направлений, что потеряли главную цель.
По мнению Льямаса, завершив нелегкий 2011 год, RIM нужно будет довести до ума операционную систему QNX и в 2012 году начать устанавливать ее на смартфоны. Сегодня в компании наблюдаются сбои производственного цикла — в первой половине текущего года новых моделей смартфонов клиенты не увидели.
Каган считает, что переход Nokia в сегмент недорогих смартфонов поможет компании занять более устойчивую позицию по сравнению с RIM. Если же RIM не удастся модернизировать свою технологию и ускорить разработку смартфонов, ее ждут тяжелые времена.
И RIM, и Nokia нужны серьезные перемены. «Такова объективная реальность, — подчеркнул Льямас. — Придется менять всю парадигму. Большие перемены потребуют настойчивости, времени и ресурсов. Смена парадигмы — это всегда тяжелый и болезненный процесс».